Порог Стол, «Хатанга»

Отчёт о водном походе по реке Поньгома 2023: общая информация о маршруте

 

Справочные сведения о маршруте и группе

Вид туризмаКатегория сложностиПротяженность активной части походаПродолжительностьСроки проведения
общаяходовых дней
водныйвторая105* км7 дней6 дней16.07-22.07.2023г.

*Километраж рассчитан на сервисе nakarte.me

Группа из 2 (двух) человек. 

Нитка маршрута: г.Санкт-Петербург – г.Кемь – оз.Поньгома – р.Поньгома – оз.Вокшозеро – р.Поньгома – пор.Падун (2 к.т.) – пор.Стол (2 к.т.) – оз.Большое Рогозеро – р.Поньгома – пор.Роман (2 к.т.) – пор.Корней (2 к.т., обнос) – пор.Мостовой (2 к.т.) – пор.Морской (2 к.т.) – Белое море, губа Домашняя – ст.Кузема – г. Санкт-Петербург

уровень воды река Поньгома – низкий

Отчёт о водном походе по реке Поньгома, река Поньгома, схема маршрута

Река Поньгома, схема маршрута 2

Определяющие препятствия маршрута

Вид преп.

 

Кат. трудности,

Длина преп.

Характеристика препятствия
Порог Падун

N 65°20.145′ E 33°39.190′

2 к.т.

50м

Двойной слив с падением около 1 м в скальном сужении с плитой, выступающей в языке слива. Осмотр с ЛБ.
Порог Стол

 N 65°19.862′ E 33°40.097′

2 к.т.

30м

Отвесный слив около 1 м по всей ширине реки. Осмотр с ЛБ.
Порог Кособокий

 N 65°19.705′ E 33°40.426′

2 к.т.

50м

Косой слив 1 м с нагромождением камней в русле
Порог Роман

 N 65°17.524′ E 34°00.799′

2 к.т.

450м

Длинная шивера с обходом ледореза и попаданием в опоры разрушенного моста. Лавирование между камней. Несколько ступеней на участке с общим падением 8м. Валы и бочки до 0,8м. Осмотр с ЛБ.
Порог Корней

 N 65°17.095′ E 34°03.127′

2 к.т.

100м

Двойной мощный слив. Общее падение около 6м. косые валы и бочки в конце сливов. Осмотр с ПБ.
Порог Мостовой

 N 65°19.581′ E 34°17.740′

2 к.т.

150м

Русло перегорожено плитами. Основная струя идет по окружности вдоль ЛБ, обходя плиту. Осмотр затруднен. Осмотр с ЛБ и с ПБ.
Порог Морской

 N 65°20.786′ E 34°24.149′

2 к.т.

50м

Короткий слив в скальном сужении на повороте реки. В конце слива косой вал 1м. на выходе шивера.

Варианты подъезда и отъезда

Из Санкт-Петербурга группа добиралась поездом 022Ч до ст.Кемь. время в пути 15ч 10м.

Далее до места стапеля была заказана машина, время в пути примерно 5ч. Водитель Владимир, тел. 8(921)011-88-11.

Выброска от губы Домашней до ст.Кузема 5 км осуществлялась пешком по лесной дороге.

Обратно в Санкт-Петербург поездом г.Кемь-г.Санкт-Петербург.

Аварийные выходы с маршрута

  1. в районе порога Падун проходит а/м федеральная трасса
  2. от порога Роман идет лесовозная дорога до д.Кузема
  3. с пор.Мостовой можно добраться до д.Кузема по ж/д путям
  4. с пор.Морской можно добраться до д.Поньгома по а/м дороге

Круглосуточный телефон МЧС по Республике Карелия:

8-814-279-56-00; дежурный 8-814-375-42-90.

Связь на маршруте появляется только в населенных пунктах и в относительной близости к ним. Более качественный сигнал дает Мегафон и МТС.

График движения

ДеньДатаНитка маршрутаПротяженность (км)Ходовое время (ч)Характер пути

Препятствия на участке

Метеоусловия
016.07г.Санкт-Петербург – г.КемьПоезд
117.07г.Кемь – оз.Поньгома. СтапельАвтомобильПеременная облачность, +15-17
Оз.Поньгома – оз.Номоозеро143Сплав

Шиверы 1-2 к.т., плотина-1

218.07Оз.Номоозеро – пор.Падун287Сплав

Шиверы 1-2 к.т., плотина-2

Переменная облачность, +15-17
319.07Пор.Падун – пор.Роман288Сплав

Пор.Падун (2 к.т.), пор.Стол (2 к.т.)

Шиверы 1-2 к.т.

Пасмурно, +13-15
420.07Пор.Роман – пор.Мостовой209Сплав

Пор.Роман (2у к.т.), пор.Корней (2 к.т.)

Шиверы 1-2 к.т.

Пасмурно, +13-15
521.07Пор.Мостовой – Белое море. губа Домашняя. Антистапель.1010Сплав

Пор.Мостовой (2у к.т.), пор.Морской (2 к.т.)

Шиверы 1-2 к.т.

Пасмурно, +10-13
622.07Губа Домашняя – ст.Кузема

Ст.Кузема – г.Санкт-Петербург

53Пешком

Поезд

Пасмурно, +10-13
ВСЕГО105

Техническое прохождение маршрута

День 1. 17.07

Участок маршрутаг.Кемь – оз.Поньгома. Стапель

Оз.Поньгома – оз.Номоозеро

Км14
Ходовое время3
ПрепятствияМелкие шиверы 1-2 к.т., плотина-1
МетеоусловияПеременная облачность, +15-17

Поезд г.Санкт-Петербург – г.Кемь прибыл по расписанию в 10.39. Встретились с водителем как было условлено, в 11.00 у здания вокзала.

Быстро погрузились в машину и тронулись в путь.

В 16 часов добрались до места стапеля. Собрали байдарки, перекусили. В 18.00 вышли на воду.

Начало сплава, оз.Поньгома
Начало сплава, оз.Поньгома

По озеру Поньгома идем на север, на мыс, за ним поворачиваем на восток и идем вдоль правого по ходу движения берега.

Через 1 час (7 км) подходим к разрушенной плотине на выходе из озера. Идем сходу, простой слив 1 м.

На участке сплава периодически встречаются мелкие шиверы.

Еще через 5 км начинается озеро Номоозеро, протяженностью 4,5 км. На ПБ на всех мысах есть стоянки. Мы встали на первой, уже устали и идти дальше совсем не хотелось, дров на ней немного, но на двоих нам хватило.

  • Стоянка — N 65°17.315′ E 33°14.821′

21.00 встали на стоянку.

23.00 ужин, отбой.

День 2. 18.07

Участок маршрутаОз.Номоозеро – пор.Падун
Км28
Ходовое время7
ПрепятствияМелкие шиверы 1-2 к.т., плотина-2
МетеоусловияПеременная облачность, +15-17

8.00 подъем, завтрак.

10.00 выход на воду.

Продолжаем движение по озеру. На выходе – плотина с простым сливом, идем сходу. Через 1 км шиверистого участка озеро Кокорино – 2 км.

На мысу посередине озера – старообрядческое кладбище. После небольшой ламбины стоянок нет до самого озера Вокшозера, т.е. 8 км.

Участок реки шиверистый, но мелкий, периодически садимся на мель.

Озеро Вокщозеро – 8 км длиной, очень живописное. Много стоянок с пляжами по берегу и на островах. Идем вдоль ПБ. Здесь останавливаемся на небольшой отдых и перекус.

В протоке в оз. Волина Ламбина быстринка, далее на выходе из озера снова мелко, 3 км до а/м моста федеральной трассы.

Шивера «У скалы», 1 к.т., 50м.

  • N 65°20.230′ E 33°37.373′

Шивера, мелко, обливняки. В конце небольшой прижим к скале ПБ или плита с небольшой бочкой у ЛБ. Здесь когда-то был мост.

Идем сходу. Через 1 км а/м мост. Тут можно поймать мобильную связь иногда. Вокруг много вытоптанных стоянок и рыбаков. Справа от моста есть дорожки, вдоль которых много людей. Зато ЛБ весь свободен.

После моста 1 км до порога Падун.

  • Здесь же на ЛБ хорошая стоянка — N 65°20.073′ E 33°39.170′.

18.00 встали на стоянку. Отдых, рыбалка, свободное время. Вечером осмотрели порог, наметили тактику прохождения.

22.00 ужин, отбой.

День 3. 19.07

Участок маршрутаПор.Падун – пор.Роман
Км28
Ходовое время8
ПрепятствияПор.Падун (2 к.т.), пор.Стол (2 к.т.)
МетеоусловияПеременная облачность, +15-17

8.00 подъем, завтрак.

Порог Падун, 2 к.т., 50 м.

  • N 65°20.072′ E 33°39.129′

Двойной слив с падением около 1 м в скальном сужении с плитой, выступающей в языке слива. Далее шиверы с двумя прижимами к отмелям.

В сливе 2 обливных «зуба» посередине (верхний правее и нижний левее), они хорошо видны. Осмотр ЛБ.

Осмотрели. Определили порядок прохождения – Б-1 «Хатанга», затем Б-1 «Щукарь». Первый проходит порог и встает на страховку с воды.

Заход от ПБ (лучше читается линия воды) в центр, обходя обливняки на входе. Проходить ближе к «зубьям» правым бортом, далее в центр.

Порог Падун, «Хатанга»
Порог Падун, «Хатанга»
Порог Падун, «Щукарь»
Порог Падун, «Щукарь»

Через 1 км – порог Стол.

Порог Стол, 2 к.т.,

  • N 65°19.761′ E 33°40.087′

Отвесный слив около 1 м по всей ширине реки. Плита высотой 0,7 м. через всю реку. В 5 м. ниже — вторая плита высотой 0,5 м. на 2/3 реки от ПБ.

У «верхней» плиты в середине реки есть большой «зуб», от которого образуется умеренная косая бочка вправо. «Зуб» и косая бочка условно делят русло на правую и левую части.

В правой части реки между плитами большое улово. Оно «запирает» косую бочку и струя от неё поворачивает к ЛБ. В левой части реки — плоский слив по 1-й плите (2-й, нижней плиты здесь нет).

От нижней плиты образуется ещё одна умеренная косая бочка, влево. Струя от плоского слива слива слева «запирает» её и образуется плейспот, очень пригодный для начинающих каякеров.

Можно тренировать крены, опоры, траверсы бочки, делать «спины» и «клинспины». Осмотр с ЛБ.

Останавливаемся на осмотр. Определяем порядок прохождения – оставляем без изменений. Проходим ближе к ЛБ, без происшествий. Заход – ближе к центру, ориентир – зуб в центре слива, далее смещаясь к ЛБ.

Порог Стол, «Хатанга»
Порог Стол, «Хатанга»
Порог Стол, «Щукарь»
Порог Стол, «Щукарь»

Через 200 м – порог Кособокий, 2 к.т., 100м.

  • N 65°19.705′ E 33°40.426′.

Косой слив 1м с нагромождением камней в русле. На входе пара бочек. Первая половина — каньонообразное сужение, справа и слева — невысокие скалы.

В сужении есть косая бочка и умеренные прижимы. Вторая половина — шивера. Почти чистый проход, включая выход. Осмотр с ЛБ.

Осмотрели порог, наметили линию движения. Она не очевидна, требуется точный заход в центр, ближе к ПБ.

Слив по языку не представляется возможным, т.к. в нем торчит камень. Далее уход к ЛБ от торчащих камней. С воды ориентиры видно плохо.

Прошли установленным порядком. Без происшествий.

Порог Кособокий, "Хатанга"
Порог Кособокий, «Хатанга»
Порог Кособокий, Щукарь
Порог Кособокий, Щукарь

Далее 1, 5 км шиверистого участка. Мелко, но идти можно, линия движения видна с воды.

Через 2,5 км – озеро Большое Рогозеро.

На озере очень живописно, много хороших стоянок с пляжами. Встаем тут на перекус и отдых.

Большое Рогозеро
Большое Рогозеро

Для выхода в оз. Малое Рогозеро нужно держаться ПБ. Небольшой островок можно обойти как слева, так и справа.

Мы решили срезать и пошли справа, пришлось продираться через траву. По оз. Малое Рогозеро двигаемся 3 км на юго-восток, легко заблудиться, сверяемся с навигатором.

Встретили группу рыбаков, они как раз и заблудились, спросили у нас дорогу.

Берега тут заболочены, стоянок нет.

На выходе из озера – безымянный порог, 2 к.т., 50 м.

  • N 65°17.278′ E 33°47.229′

Слив 1м в скальном сужении, полуобливные камни.

Линия движения не очевидна, осмотрели с ЛБ. Первой прошла «Хатанга», из под ЛБ, смещаясь к центру, уходя от каменной гряды. Встала с ЛБ на страховку. Далее «Щукарь» тем же образом.

Безымянный порог, «Щукарь»
Безымянный порог, «Щукарь»

Далее 13 км шиверистого участка до порога Роман. Все шли сходу.

  • Здесь же хорошая стоянка на ЛБ — N 65°17.547′ E 34°00.640′.

19.00 — встали на стоянку. Отдых, рыбалка, свободное время. Вечером осмотрели порог, наметили тактику прохождения.

22.00 — ужин, отбой.

День 4. 20.07

Участок маршрутаПор.Роман – пор.Мостовой
Км20
Ходовое время9
ПрепятствияПор.Роман (2у к.т.), пор.Корней (2 к.т.)
МетеоусловияПасмурно, +13-15

08.00 — подъем.

10.00 — выход на воду. На улице заметно похолодало, пошел дождь.

Еще раз осмотрели порог.

Долго думали о прохождении, смущала непростая линия движения, при которой с учетом низкой воды, в случае ошибки появлялся риск пройти весь порог самосплавом, а это грозило возможными травмами.

Порог Роман,2 к.т., 450 м.

  • N 65°17.521′ E 34°00.799′

Длинная шивера с обходом ледореза и попаданием в опоры разрушенного моста. Лавирование между камней.

Несколько ступеней на участке с общим падением 8м. Валы и бочки до 0,8м. Осмотр с ЛБ.

Приняли решение пройти порог частично. Условно разбили порог на 3 части.

1 часть, 100м – от стоянки улова после опор разрушенного моста. Порог начинается перед бревенчатым ледоломом, сразу за которым мост.

Проходить ледорез стоит справа, смещаясь к центральной протоке моста, сам слив чистый, но дальше мелко и присутствуют сильные навалы на камни, которые, по всей видимости, не читаются с воды.

За ними хаотично разбросанные бочки, требуется маневренность. Страховка в этом месте затруднена. Глубокие, размытые дождями и паводком берега. Обнесли участок по берегу.

2 часть, 150м – улово после опор разрушенного моста до участка относительно спокойной воды. Очень мелкая шивера. Местами непроход. Провели байдарки по ЛБ.

3 часть, 200м – мелкая выходная шивера. Стартовали по очереди из суводи с ЛБ, лавируя между камнями, линия движения плохо читается с воды. Периодически садились на мель.

Начало порога Роман
Начало порога Роман
1-ая ступень порог Роман  
1-ая ступень порог Роман
2-ая ступень порог Роман
2-ая ступень порог Роман
Волок 2-ой ступени порог Роман
Волок 2-ой ступени порог Роман
3-ья ступень порог Роман «Щукарь»
3-ья ступень порог Роман «Щукарь»

После прохождения устроили небольшой отдых. Антон заметил, что у него поднялась температура. Начался сильный дождь. Решили, что пока готовы идти дальше.

Через 2 км – порог.

Порог Корней, 2 к.т., 70м.

  • N 65°17.102′ E 34°03.158′

Двойной мощный слив. Общее падение около 6м. косые валы и бочки в конце сливов. Осмотр с ПБ.

Порог Корней, панорама.
Порог Корней, панорама.

Основной слив расположен по центру.

Вход в него плохо читается с воды, а войти надо очень и очень точно, иначе экипажу грозит сваливание байдарки на камни.

Мы идти порог не решились в виду плохого самочувствия Антона. Шел сильный дождь, температура на улице понизилась.

Приняли решение порог обнести и идти дальше, пока позволяет погода и самочувствие.

Обнос занял 40 минут.

Через 1,5 км безымянный порог, 2 к.т., 50м

  • N 65°17.224′ E 34°04.945′

Слив с каменной гряды 1м. По центру – каменная гряда, слева от нее пологий слив, справа – крутой слив с бочкой за ним.

Осмотрели с ПБ. Первой прошла «Хатанга», по центру, встала с ПБ на страховку. «Щукарь» прошел с ЛБ. Без происшествий.

Порог безымянный, «Щукарь»
Порог безымянный, «Щукарь»

Далее 15 км шли с периодическими остановками на отдых, следили за состоянием Антона.

Через 3 км после порога справа спадает река Егут, река становится шире раза в три. После этого течение сильно замедляется, и препятствий становится гораздо меньше.

Наша скорость тоже заметно упала. Через 8 км после впадения реки Егут разрушенная переправа через реку – виднеются бетонные кольца.

  • Здесь же на ЛБ есть стоянка — N 65°19.647′ E 34°13.839′.

От стоянки идет лесная дорога, до пос. Кузема примерно 4-5 км.

Через 2 км – шивера, 2 к.т., 100м

  • N 65°19.419′ E 34°15.868′

В начале — остров, идти по левой протоке. Прижим к скале ЛБ и 2 плиты с бочками. На выходе — крупный обливняк посреди русла.

Линия движения плохо читается с воды. Осмотрели с камней по ПБ. Маневрировали между камнями. Прошли поочередно с попеременной страховкой с воды.

Через 1 км – шивера, 2 к.т., 100м

  • N 65°19.407′ E 34°17.245′

Несколько плит высотой до полуметра, за ними бочки. Чем ниже, тем круче. Много мелкосидящих обливняков.

Шивера ЛБ острова, «Щукарь»
Шивера ЛБ острова, «Щукарь»

Через 2 км, к 19.00 подошли к порогу Мостовой.

  • Здесь же на ПБ стоянка — N 65°19.694′ E 34°18.576′.

19.00 встали на стоянку.

21.00 ужин, отбой.

День 5. 21.07

Участок маршрутаПор.Мостовой – Белое море. губа Домашняя. Антистапель.
Км10
Ходовое время10
ПрепятствияПор.Мостовой (2у к.т.), пор.Морской (2 к.т.)
МетеоусловияПасмурно, +10-13

08.00 подъем.

10.00 вышли на воду. Дождь идет не переставая.

Состояние Антона прежнее, но решаем, что пока готовы идти дальше. Осматриваем порог, намечаем тактику прохождения.

Порог Мостовой, 2 к.т.,

  • N 65°19.604′ E 34°17.732′

Русло перегорожено плитами. Основная струя идет по окружности вдоль ЛБ, обходя плиту. 3 ступени. 1-ая ступень — заходная шивера, далее двухступенчатый слив с каменной гряды.

2-ая ступень – быстроток в скальном сужении, обходя остров справа, 3-ья ступень – выходная мелкая шивера. Осмотр затруднен. Осмотр с ЛБ и с ПБ.

Осмотрели с ПБ, как выяснилось, с ПБ не пройти технически. Осмотрели так же по центру, перебираясь по каменным плитам и по ЛБ. Проход возможен только с ЛБ.

Первой пошла «Хатанга». Заход с ЛБ, далее прошла между ЛБ и центром 1 слив, далее так же по центру через бочку во второй слив и встала на страховку с воды второго судна после 3ьей ступеии.

«Щукарь» зашел ближе к ЛБ, уходя от бочек, далее так же уходя в центр, но по большому радиусу, уходя от бочек центральной струи. Такая траектория потребовала большей маневренности.

Порог прошли удачно.

На осмотр и прохождение порога ушло 40 минут.

Порог Мостовой, панорама
Порог Мостовой, панорама
Порог Мостовой, «Хатанга», 1-ая ступень
Порог Мостовой, «Хатанга», 1-ая ступень
Порог Мостовой, «Хатанга», 2-ая ступень
Порог Мостовой, «Хатанга», 2-ая ступень
Порог Мостовой, «Щукарь», 1-ая ступень
Порог Мостовой, «Щукарь», 1-ая ступень
Порог Мостовой, «Щукарь», 2-ая и 3-ья ступень
Порог Мостовой, «Щукарь», 2-ая и 3-ья ступень

Через 100 м – шивера, 2 к.т., 100м

  • N 65°19.667′ E 34°18.417′

Через всю реку – каменная гряда. Требуется маневренность между камнями и сливами. Осмотр с ПБ.

Линия движения не очевидна. Требуется осмотр. Осмотрели, наметили линию движения.

Первой прошла «Хатанга» — заход с ПБ, далее маневр влево, сливаясь ближе к ЛБ, маневрируя между камнями.

Встала с ПБ на страховку с воды. Далее «Щукарь» тем же образом.

Шивера за порогом, «Щукарь»
Шивера за порогом, «Щукарь»

Через 400м – шивера, 2 к.т., 100м

  • N 65°19.724′ E 34°19.037′

Мелкая каменистая шивера.

Прошли сходу, с попеременной страховкой с воды, часто садились на мель. За порогом реку пересекает ЛЭП.

Через 50м железнодорожный мост.

За мостом участок мелких шивер и острова, которые обходятся в левую протоку.

Через 5 км – порог, 2 к.т., 50м

  • N 65°20.539′ E 34°24.087′

Скальные плиты на ПБ. В русле — те же плиты, сливы с них, 1,5-2м.

Прошли поочередно – «Хатанга», затем «Щукарь».

Следом автомобильный мост, за которым чалка ПБ для осмотра порога Морской, здесь – устье р.Поньгома.

Перед устьем водный поток дробится о скалы, создавая небольшую дельту.

Дельта реки Поньгома перед устьем
Дельта реки Поньгома перед устьем

Порог Морской, 2 к.т., 100м

  • N 65°20.786′ E 34°24.128′

Короткий слив в скальном сужении на повороте реки. В конце слива косой вал 1м. на выходе шивера. Осмотр с ПБ.

Порог Морской, Поньгома
Порог Морской, Поньгома

Осматриваем порог. Встретили местного рыбака, который обратил наше внимание на то, что порог перегорожен рыбацкой сетью. Осмотрели еще раз внимательно. Решили, что порог будем обносить.

Разговорились с рыбаком. Он рекомендовал в море не выходить, т.к. идет прилив и на море шторм.

Встает вопрос – либо сниматься с маршрута с порога Морской, либо ждать и идти в море на следующий день. От порога можно пешком дойти до ст.Кузема – это 9 км.

Принимаем решение переждать пока на стоянке. Решаем, что можем пройти дальше, выйти в море и, если по-прежнему будет непогода, вернуться в поселок пешком.

Билеты у нас на поезд, и мы всегда имеем возможность их поменять.

После этого решили позвонить в МЧС, спросить о погоде. Нам, правда, рекомендовали в море не выходить, т.к. всю неделю на море наблюдалась непогода.

  • С ПБ у порога есть стоянка – N 65°20.734′ E 34°24.244′.

Поставили палатку, переоделись в сухое, перекусили, отдохнули, обнесли байдарки.

В 19.00 часов решили попробовать выйти в море.

Нам повезло – шторм практически утих, и мы смогли в отлив безопасно пройти вдоль берега по морю 3 км до Губы Домашней.

С этого места существуют два варианта антистапеля:

  • после выхода в море повернуть налево и пройти 3 км до стоянки на коренном ЛБ, она расположена рядом с лесной дорогой. До станции Кузема останется 5км;
  • после выхода в море повернуть налево и пройти 6 км до устья р.Березовки, с ЛБ там тоже есть стоянка у лесной дороги. До станции Кузема останется 2км. Однако в этом случае, двигаться по морю лучше в прилив, т.к. в отлив в районе Куземкой губы остается мутная жижа, а не чистая вода.

В нашем случае мы дошли до первой стоянки, т.к. шли в отлив и не хотели попадать в грязное месиво Кемской губы.

В 21.00 встали на стоянку.

22.30 ужин.

 День 6. 22.07

Участок маршрутаГуба Домашняя – ст.Кузема

Ст.Кузема – г.Санкт-Петербург

Км5
Ходовое время3
Препятствия
МетеоусловияПасмурно, +10-13

Так как мы уже неоднократно выбрасывались с этого места после сплавов по рекам Кемского района, дорогу мы хорошо знали и заранее решили, что машина для выброски нам не нужна.

Антистапель. Разбираем байдарки.  01.00 выходим на тропу. Идем, сверяясь с заранее составленным треком в навигаторе. 04.00 подошли к станции.

05.16 поезд ст.Кузема – г. Санкт-Петербург.

Конец маршрута.

Дополнительные сведения о маршруте

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

  • Потенциально опасным участками маршрута являются пороги 2 категории трудности.

На всех этих порогах в обязательном порядке осуществлялась предварительная разведка с осмотром и выставлением страховки.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте

Деревня Поньгома

Поньгома раскинулась на берегах реки Поньгома и Домашней губы в юго-западной части Губы Поньгома Кандалакшского залива Белого моря.

Поселение находится в 50 км к северу от города Кемь и в 8,6 км юго-восточнее п. Кузема.

Точный год основания этой старинной поморской деревни не известен. Первые письменные упоминания о ней относятся к XVI−XVII векам.

Сегодня здесь сохраняется деревянная застройка рубежа XIX−XX веков, сама Поньгома признана комплексным памятником истории.

Деревня расположена в месте выхода скал. Есть дома, которые стоят прямо на природных каменных плитах.

В нескольких местах пласты выступают через полотно грунтовки, проходящей по единственной улице деревни – Рыбацкой.

На беломорском берегу и в устье реки рыбалка всегда была главным занятием.

На территории деревни и в ее окрестностях встречаются полуразвалившиеся карбасы – поморские деревянные промысловые суда.

У поморов считалось грехом распиливать старую лодку. Они оставляли ее на берегу, достойно дожидаться «естественной смерти».

До 1935 г. в деревне была церковь.

В советский период работал рыболовецкий колхоз «Беломорский рыбак», добывавший морскую рыбу. В 1980-х он был крупнейшим в районе предприятием отрасли.

После 1990-х годов колхоз был признан банкротом и закрыт. Для местных жителей рыболовство и сейчас остается основным источником дохода.

Поньгома входит в Куземское сельское поселение Кемского района Карелии. Здесь постоянно проживает около 50 человек.

Летом население увеличивается за счет приезжих: рыбаков, водных туристов и любителей отдыха на природе.

В деревне сохраняются памятники архитектуры, хозяйственные постройки – объекты культурного наследия конца XIX начала XX века.

Это амбары Дмитриевых, Кивечкиной, Купчиева, Куропкина, а также амбар рыбный двухъярусный.

Дополнительные сведения о походе

Характеристика природных условий местности

Маршрут проходил по территории и Кемского района Республика Карелия.

Климат умеренно-континентальный. Морские воздушные массы обусловливают сравнительно мягкую зиму с частыми оттепелями и умеренно-тёплое, прохладное лето.

Среднегодовая температура от 0 до +3°C. Количество осадков за год 600—700 мм.

Район находится в зоне избыточного увлажнения. В июне-июле наблюдаются белые ночи.

Река Поньгома: общая характеристика

Река Поньгома протекает по Кемскому району Республики Карелии, является одной из крупнейших рек севера Карелии.

Исток – озеро Поньгома, впадает в Кандалакшский залив Белого моря. Перепад высоты от истока до устья – 88 метров по одним данным, 103 по другим.

У устья реки Поньгома расположена одноименная деревня. Это единственный населенный пункт на берегах реки.

Река Поньгома имеет протяженность 86 километров, площадь водосборного бассейна превышает 1200 квадратных километров.

Питание в основном дождевое и снеговое, также реку питают множество притоков, из которых стоит отметить: река Егут (длина – 48 километров), Кади (40 км), Ретин-ручей (15 км).

В своем течении река Поньгома протекает через много озер, вот список самых крупных:

  • Номоозеро;
  • Вокшозеро;
  • Кокорино;
  • Волина Ламбина;
  • Большое и Малое Рогозеро.

Река Поньгома имеет три моста (два автомобильных, один низ них часть – трассы Р-21 «Кола» и железнодорожный), также на реке встречаются остатки старых деревянных мостов.

Любопытно, что раньше река Поньгома имела исток в озере Топозеро (Лоухский район), однако после создания Иовского и Кумского водохранилищ она оказалась отсечена от этой озерной системы и теперь ее начало находится в озере Поньгома.

Перечень специального снаряжения

ГрупповоеЛичное
НаименованиеКоличествоНаименованиеКоличество
Байдарка Б-1 «Щукарь»1Каска1
Байдарка Б-1 «Хатанга»1Весло1
Спас конец («Морковка»)2Спас жилет1
Весло запасное1

Особенности общественного и личного снаряжения

Для фото и видеосъёмки использовались мобильные телефоны.

Для навигации по маршруту использовалась топографическая карта (масштаб 1:100000), а так же навигатор Garmin с отмеченными точками основных препятствий и возможными местами стоянок.

Смотрите так же:

Топографические карты Карелии (1:100 000)

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

Статья расходовОбщая стоимость, руб.Стоимость с чел., руб.
Заброска
Ж/д билеты г.СПб-г.Кемь60003000
Провоз багажа*400200
Автомобиль г.Кемь – оз.Поньгома100005000
Выброска
Ж/д билеты Кузема – г.СПб70003500
Провоз багажа400200
Питание на маршруте
Раскладка50002500
Безопасность
Страховой полис500250
Групповая аптечка1000500
Ремонтный набор1000500
ИТОГО3130015650

*нормы провоза багажа в ООО «РЖД»: ручная кладь весом не более 36кг, размером по сумме трех измерений не более 180см.

Багаж в специализированном купе – допускается оформление на одного пассажира не более трех мест по сумме трех измерений каждого места, не превышающих 180 см, весом каждого места не более 75 кг и общим весом не более 200 кг.

Раскладка была составлена из расчета двух горячих приготовлений пищи (завтрак, ужин), перекус (обед), карманное питание в виде сухого пайка (орехи, сухофрукты, энергетические батончики и т.д.).

Приготовление пищи утром и вечером осуществлялось на дровах, проблем с их наличием на стоянках не возникало.

Координаты стоянок

НазваниеКоординатыПояснение
Место стапеля-1N 65°18.507′ E 33°00.124′Начало сплава на оз.Поньгома

Есть стоянки слева и справа. Песчаный пляж.

Стоянка оз.ПоньгомаN 65.31648° E 33.00756°На 1ом мысу
Стоянка оз.ПоньгомаN 65.32107° E 33.01752°На 2ом мысу
Стоянка оз.ПоньгомаN 65.32143° E 33.03442°На острове, небольшая
Стоянка оз.ПоньгомаN 65.32215° E 33.04721°В узком проливе на острове, небольшая
Стоянка оз.ПоньгомаN 65.31949° E 33.07863°Каменистый мыс с ЛБ
Стоянка оз.ПоньгомаN 65.31061° E 33.10077°ЛБ, песочный пляж
Плотина-1N 65.30422° E 33.12103°Слив 0,5м
СтоянкаN 65.30121° E 33.13768°ЛБ на скале
Остатки мостаN 65.29716° E 33.16532°Проход центральной протокой
СтоянкаN 65°17.500′ E 33°12.432′ЛБ, большая
Стоянка оз.НомоозероN 65°17.336′ E 33°14.739′На мысах по ПБ
Плотина-2N 65°16.645′ E 33°20.049′Слив 0.5м
Стоянка оз.КокориноN 65°16.708′ E 33°21.588′ЛБ
Стоянка оз.КокориноN 65°17.000′ E 33°23.865′За протокой
СтоянкаN 65°17.052′ E 33°23.257′На ламбине ЛБ
СтоянкаN 65°20.176′ E 33°37.398′Красивая стоянка ЛБ
СтоянкаN 65°20.128′ E 33°37.411′Большая ПБ, есть дорога к а/м мосту
СтоянкаN 65°20.326′ E 33°37.839′Небольшая ЛБ
Порог «У скалы»N 65°20.332′ E 33°37.586′Небольшая мелкая шивера
Стоянка, пор.ПадунN 65°20.072′ E 33°39.167′ЛБ
Стоянка, пор.СтолN 65°19.776′ E 33°40.105′ЛБ
Стоянка оз. Большое РогозероN 65°19.608′ E 33°46.132′Живописная стоянка на песчаном пляже
СтоянкаN 65°17.150′ E 33°50.335′ПБ
СтоянкаN 65°17.158′ E 33°50.976′ПБ
СтоянкаN 65°16.492′ E 33°57.004′ЛБ
СтоянкаN 65°16.617′ E 33°57.395′ЛБ
Стоянка пор.РоманN 65°17.552′ E 34°00.645′ЛБ
Стоянка пор.РоманN 65°17.599′ E 34°01.082′ЛБ
Стоянка пор.КорнейN 65°17.081′ E 34°03.083′Большая стоянка ПБ
СтоянкаN 65°18.208′ E 34°09.477′ЛБ
СтоянкаN 65°19.621′ E 34°13.911′ЛБ
Стоянка пор.МостовойN 65°19.707′ E 34°18.582′Небольшая стоянка ПБ возле а/м дороги
Стоянка о.ШангоостровN 65°21.228′ E 34°24.514′Красивая стоянка на острове
СтоянкаN 65°21.696′ E 34°22.573′Небольшая стоянка на острове
АнтистапельN 65°21.658′ E 34°21.569′Небольшая стоянка возле лесной дороги.

До ст.Кузема 5км

Возможный антистапельN 65°21.759′ E 34°17.109′Стоянка в лесу рядом с лесной дорогой.

До ст.Кузема 2 км.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

В итоге, выбранная стратегия прохождения похода и компоновка группы оказалась удачной, маршрут был пройден в полном составе без происшествий.

 

Пройденный маршрут очень красив, интересен и разнообразен. Река Поньгома – отличный вариант для отработки навыков водного туризма, особенно в период мая-июня, когда уровень воды гораздо выше.

На порогах Роман и Корней можно продуктивно отрабатывать навыки сплава и страховки. Летом уровень воды падает и прохождение может быть затруднено большим количеством обнажившихся камней в русле.

В этом случае для сплава больше подходят надувные байдарки.

Маршрут может быть рекомендован спортсменам-водникам, желающим отработать навыки водного туризма и пройден как за короткий срок в спортивном режиме, так и в качестве летнего путешествия.

В отчете была сделана попытка описать все препятствия, которые на наш взгляд можно классифицировать как препятствия 2 к.т., требующие осмотра, т.к. линия движения не очевидна. Фото прилагается.

Рекомендуем при сплаве в июле-августе, когда река мелеет, тщательно выбирать траекторию движения в порогах, особенно на каркасных байдарках. Предпочтительнее держаться основной струи.

Смотрите так же:

Отчёты о спортивных походах

Отчёт о водном походе по реке Поньгома подготовили:

Баширова Л.В., Синявин А.Ю.

476 просмотров