Введенские пороги. Б-1 Щукарь

Отчёт о водном походе по реке Оредеж 2023: общая информация о маршруте

 

Справочные сведения о маршруте и группе

Вид туризмаКатегория сложностиПротяженность активной части походаПродолжительностьСроки проведения
общаяходовых дней
водныйпервая105 км5 дней5 дней21.08 – 25.08.23

Группа из 4 (четырёх) человек.

Нитка маршрута: г.Санкт-Петербург – пор.Мостовой д.Вырица (1кс) — дер. Вырица – шив.Мостовая в с.Никольское (1кс) – р. Оредеж – Веденские пороги (1кс) – с.Введенское – с.Борисово – с.Большие Слудицы – д.Савкино – д.Нестерково – Нижнеоредежская ГЭС – пор. в д.Бор (1кс) – оз.Антоново – д.Торковичи (ж/д станция «125 км») —  г.Санкт-Петербург

уровень воды река Оредеж — низкий

Отчёт о водном походе по реке Оредеж, схема маршрута 1

Отчёт о водном походе по реке Оредеж, схема маршрута 2Отчёт о водном походе по реке Оредеж, схема маршрута 3

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия (длина)Категория сложностиХарактеристики препятствияСпособ прохождения
Порог Мостовой (Вырица) 50м.перваяПетляющая шивера среди обливных камней и остатков моста. Валы до 0,5 мПо центральному сливу
Шивера Мостовая (Никольское) 100м.перваяS-образная шивера. Камни в русле. Валы до 0,3 мПо центральной струе
 

 

Введенские пороги, 300м.

 

 

первая

 

 

Серия шивер, разделенных плёсовыми (не более 30 м) участками. Нагромождения камней в русле.

 

 

Движение по наиболее выраженной струе

Порог в д.Бор, 40м.перваяСильный слив по центру. Множество камней в конце слива.По центральному сливу с резким уходом влево в конце

*Принятые сокращения (здесь и далее):

ЛБ – левый берег

ПБ – правый берег

ЧХВ – чистое ходовое время

Варианты подъезда и отъезда

Основной вид транспорта – железная дорога. Далее до начала сплава можно дойти пешком (около 500 м.)

Заброска:

— электропоезд 6219 «Санкт-Петербург – Посёлок», до ст.Вырица 08:19 – 09:32

Выброска:

— электропоезд 6490 «Оредеж – Санкт-Петербург» от ст.«125 км» 20:41 – 23:04

Аварийные выходы с маршрута

Река Оредеж проходит через большое количество деревень имеющих автомобильные подъезды.

Среднее расстояние между деревнями по реке составляет 15-20 км.

Круглосуточный телефон МЧС по Ленинградской области:

8(812) 456-1-112

Связь на маршруте есть практически везде. Более качественный сигнал дает Мегафон и МТС.

График движения

ДеньДатаНитка маршрутаПротяженностьХодовое времяПрепятствия на участкеМетеоусловия
121.08СПб-д.Вырица

 

60

км

Пор.Мостовой в д.Вырица представляет собой петляющую шиверу среди обливных камней и остатков моста. Валы до 0,5 м. Проходится без осмотра.

Шивера Мостовая в с.Никольском мелководна при любом уровне воды. В русле нагромождения камней, возможны коряги. Проходится по наиболее выраженной струе с активным маневрированием.

Переменная облачность, температура воздуха +15°С, без осадков, ветра нет
Пор.Мостовой в д.Вырица – шив.Мостовая в с.Никольское – слияние с р.Суйда13

км

11:30-16:00

 

222.08Слияние с р.Суйда – Введенские пороги – д.Борисово – д.Малые Слудицы – д.Большие Слудицы – руины ж/д моста18 км10:00-18:00 Введенские пороги представляют собой серию шивер разделенных небольшими (около 30м) плёсовыми участками. В русле встречаются обливняки, по малой воде возможен «шкуродёр»). Проходится по центру, по наиболее выраженной струе с активным маневрированием.

Понтонный мост в д.Борисово. Возможен волок байдарок через мост.

Облачно, температура воздуха +18°С, слабый ветер
323.08Руины ж/д моста – д.Порожек – д.Савкино – д.Тарасино26

км

10:00-19:15 Понтонный мост в д.Порожек. Обнос по правому или левому берегу около 50м. При малой воде возможен проход моста под правым берегомПасмурно, слабый дождь, температура воздуха +18 °С, слабый ветер
424.08Д.Тарасино – слияние с р.Кременка – Нижнеоредежская ГЭС – д.Никулкино – порог в д.Бор – д.Бор21

км

10:00-19:10

 

Обнос Нижнеоредежской ГЭС по правому берегу, 100м.

Порог в д.Бор – прямой слив с большим количеством камней в конце. Проходится по сливу с резким уходом влево в конце слива

Переменная облачность, температура воздуха +16°С, слабый ветер
525.08Д.Бор – слияние с р.Рыденка – слияние с р.Белая – оз.Антоново – д.Торковичи27

км

09:00-18:30

 

На оз.Антоново возможен сильный встречный ветер. Так как озеро неглубокое возможна высокая волнаСильная облачность, температура воздуха +14°С, сильный дождь, сильный ветер
Д.Торковичи — СПб125

км

Отчёт о водном походе по реке Оредеж: техническое прохождение маршрута

День 1 – 21.08 – понедельник – 13 км

08:19 – выезд из г.Санкт-Петербурга на начало маршрута в д.Вырица

09:32 – прибытие в д.Вырица

11:30 – начало сплава с правого берега под мостом. От жд станции вдоль путей идёт удобная тропинка прямо под мост.

Порог Мостовой в д.Вырица. Длина около 50м. Осмотр порога с берега. Проход по центральной ярко выраженной струе. Воды в реке мало, заметно множество топляков, веток и камней. Глубина в пороге около 0,5 м.

Отчёт о водном походе по реке Оредеж
Порог Мостовой (Вырица) Б-1 Хатанга
Порог Мостовой (Вырица) Б-1 Щукарь
Порог Мостовой (Вырица) Б-1 Щукарь

13:30 – Шивера Мостовая в с.Никольском. Длина около 100м. Прохождение без осмотра по центральной струе.

Шивера (Никольское) Б-1 Хатанга
Шивера (Никольское) Б-1 Хатанга

 16:00 – Организована стоянка недалеко от слияния с р.Суйда

18:00 – ужин

21:00 — отбой

 День 2 — 22.08 – вторник – 18 км

08:00 – подъем

19:00 – завтрак

10:00 – выход на маршрут.

10:45 — через 3 км начались Введенские пороги. Длина около 300м.

Из за низкого уровня воды порог представляет мелководную шиверу с плохо выраженной траекторией движения. Прошли без осмотра в месте наиболее сильного течения.

Местами глубина менее 0,15 м. Много обливняков.

Введенские пороги. Б-1 Хатанга
Введенские пороги. Б-1 Хатанга
Введенские пороги. Б-1 Щукарь
Введенские пороги. Б-1 Щукарь

 13:00 – обнос понтонного моста в Борисово. Получилось сделать волок прямо через мост. Здесь же был организован перекус.

Обнос понтонного моста в Борисово
Обнос понтонного моста в Борисово

16:30 – за деревней Большие Слудицы находится выходы красных девонских песчаников.

Большие Слудицы, девонские песчаники
Большие Слудицы, девонские песчаники

18:00 – организована стоянка рядом с руинами ж/д моста

19:00 – ужин

22:00 — отбой

День 3 — 23.08 – среда – 26 км

08:00 – подъём

09:00 – завтрак

10:00 – выход на маршрут.

11:30 – вошли в д.Порожек. Пополнили запас чистой пресной воды в роднике (Хаймино). В д.Порожек понтонный мост.

В среднюю и высокую воду необходим обнос по правому или левому берегу порядка 100м. В низкую воду можно пройти под правым берегом.

Проход понтонного моста в д. Порожек под правым берегом
Проход понтонного моста в д. Порожек под правым берегом

19:15 – встали на стоянку за д.Тарасино. Промежуток реки между д.Тарасино и Нижнеоредежской ГЭС активно зарастает болотными растениями.

В некоторых местах река разбивается на несколько рукавов. На картах (как печатных, так и электронных) разветвления реки не указаны.

20:00 – ужин

22:00 — отбой

День 4 — 24.08 – четверг – 21 км

8:30 – подъем

09:00 – завтрак

10:00 – выход на маршрут

14:30 – подошли к Нижнеоредежской ГЭС. Обнос по правому берегу около 100м. Здесь же был организован перекус.

Обнос Нижнеоредежской ГЭС
Обнос Нижнеоредежской ГЭС

 18:20 – порог в деревне Бор. Расположен в месте впадения реки Черёменки в Оредеж. Порог около 30м. Прямой слив по центру.

Порог в д.Бор
Порог в д.Бор

В конце слива резкое мелководье с большим количеством камней. Необходим резкий уход влево за сливом.

19:10 – встали на стоянку в 2 км. ниже д.Бор

20:00 – ужин

21:00 – отбой

День 5 — 25.08 – пятница – 27 км

07:30 — подъем

08:00 — завтрак

09:00 – выход на маршрут. Продолжили движение по маршруту.

16:00 – Организовали перекус у геологических обнажений девона на реке Оредеж у посёлка Ям-Тёсово.

17:10 – вышли в оз.Антоново

Торковичи, оз.Антоново
Торковичи, оз.Антоново

18:30 – закончили маршрут в д.Торковичи

20:41 – отход электрички от ст. «125км». в СПб

Конец маршрута. ж/д станция «125км»

Дополнительные сведения о маршруте

Река Оредеж: потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

— Вода в реке очень грязная. Встречается большое количество мусора. Вода непригодна для питья и приготовления пищи. Необходимо запасаться питьевой водой заранее.

Ближайший родник с чистой родниковой водой в деревне Хаймино. В остальных поселениях воду можно попробовать спросить у местных. Они берут её из собственных скважин.

— На многих порогах, перекатах и мелководьях встречается металлический мусор (рамы, проволока и пр.) об который легко порвать судно.

— На некоторых осматриваемых стоянках встречались вытоптанная трава и свежие экскременты медведей.

— Участок реки между д.Тарасино и Нижнеоредежской ГЭС на картах показан как участок реки с шириной около 100м. На местности этот участок зарос высокой болотной травой с разветвлённой сетью проток.

Выбор направления движения следует осуществлять руководствуясь картой с компасом, либо навигатором.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте

Обнажения девона на реке Оредеж у посёлка Ям-Тёсово — геологические обнажения, региональный геологический памятник природы.

Представляет собой выход на поверхность геологических пород девонского и ордовикского возраста (песчаник).

В отложениях встречаются окаменелые фрагменты девонских кистепёрых и панцирных рыб, а также других животных. Видимая высота обнажения составляет от 2 до 8 метров, длина от 15 до 55 метров. По данным бурения, мощность пласта достигает 74 метров.

Городище Надбелье — имеет параллели в культуре с поселениями Поволховья IX — первой половины X века.

Кюрлевские карьеры — искусственные озёра в Волосовском районе Ленинградской области, возникшие при добыче порошкообразной извести — гажи.

Дополнительные сведения о походе

Географическая и климатическая характеристика района

Маршрут проходил по территории Ленинградской области.

Климат Ленинградской области в районе реки Оредеж мягкий с обилием осадков. Зима достаточно снежная, обычно без сильных морозов. Лето непродолжительное и тёплое, обычно с большим количеством осадков.

Основной рельеф – болотистая равнина. Участки смешанного леса: хвойные (сосна, ель) и лиственные (берёза, осина, рябина, ольха) породы.

Река Оредеж находится в зоне избыточного увлажнения. С июня до августа наблюдаются белые ночи.

Особенности общественного и личного снаряжения

Для фото и видеосъёмки использовались мобильные телефоны, однако погодные условия не всегда позволяли их использовать.

Для навигации по маршруту использовалась топографическая карта (масштаб 1:100000) с отмеченными точками основных препятствий и возможными местами стоянок и мобильное приложение maps.me

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

— Стоимость средств передвижений – электричка 640 руб/чел (заброска и выброска).

— Общественное снаряжение личное

— Личное снаряжение у каждого участника собственное.

— Раскладка была составлена из расчета двух горячих приготовлений пищи (завтрак, ужин), перекус (обед), карманное питание в виде сухого пайка (орехи, сухофрукты, энергетические батончики и т.д.).

Приготовление пищи осуществлялось на дровах, проблем с их наличием на стоянках не возникало.

Питание на маршруте (4 человека, 5 дней) – 7200 руб.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

В итоге, выбранная стратегия прохождения похода и состав группы оказались удачны, маршрут был пройден в полном составе без происшествий.

 

Река Оредеж рекомендуется в качестве спортивного похода 1к.с. Так же маршрут подойдёт для отработки первичных навыков гребли на байдарке.

Смотрите так же:

Отчёты о спортивных походах

Отчёт о водном походе по реке Оредеж подготовили:

Синявин А.Ю.

Школа спортивного туризма «Путники» объявляет весенний набор
406 просмотров