Отчёт о водном походе по реке Поньгома 2023: общая информация о маршруте
Справочные сведения о маршруте и группе
Вид туризма | Категория сложности | Протяженность активной части похода | Продолжительность | Сроки проведения | |
общая | ходовых дней | ||||
водный | вторая | 105* км | 7 дней | 6 дней | 16.07-22.07.2023г. |
*Километраж рассчитан на сервисе nakarte.me
Группа из 2 (двух) человек.
Нитка маршрута: г.Санкт-Петербург – г.Кемь – оз.Поньгома – р.Поньгома – оз.Вокшозеро – р.Поньгома – пор.Падун (2 к.т.) – пор.Стол (2 к.т.) – оз.Большое Рогозеро – р.Поньгома – пор.Роман (2 к.т.) – пор.Корней (2 к.т., обнос) – пор.Мостовой (2 к.т.) – пор.Морской (2 к.т.) – Белое море, губа Домашняя – ст.Кузема – г. Санкт-Петербург
уровень воды река Поньгома – низкий
Определяющие препятствия маршрута
Вид преп.
| Кат. трудности, Длина преп. | Характеристика препятствия |
Порог Падун N 65°20.145′ E 33°39.190′ | 2 к.т. 50м | Двойной слив с падением около 1 м в скальном сужении с плитой, выступающей в языке слива. Осмотр с ЛБ. |
Порог Стол N 65°19.862′ E 33°40.097′ | 2 к.т. 30м | Отвесный слив около 1 м по всей ширине реки. Осмотр с ЛБ. |
Порог Кособокий N 65°19.705′ E 33°40.426′ | 2 к.т. 50м | Косой слив 1 м с нагромождением камней в русле |
Порог Роман N 65°17.524′ E 34°00.799′ | 2 к.т. 450м | Длинная шивера с обходом ледореза и попаданием в опоры разрушенного моста. Лавирование между камней. Несколько ступеней на участке с общим падением 8м. Валы и бочки до 0,8м. Осмотр с ЛБ. |
Порог Корней N 65°17.095′ E 34°03.127′ | 2 к.т. 100м | Двойной мощный слив. Общее падение около 6м. косые валы и бочки в конце сливов. Осмотр с ПБ. |
Порог Мостовой N 65°19.581′ E 34°17.740′ | 2 к.т. 150м | Русло перегорожено плитами. Основная струя идет по окружности вдоль ЛБ, обходя плиту. Осмотр затруднен. Осмотр с ЛБ и с ПБ. |
Порог Морской N 65°20.786′ E 34°24.149′ | 2 к.т. 50м | Короткий слив в скальном сужении на повороте реки. В конце слива косой вал 1м. на выходе шивера. |
Варианты подъезда и отъезда
Из Санкт-Петербурга группа добиралась поездом 022Ч до ст.Кемь. время в пути 15ч 10м.
Далее до места стапеля была заказана машина, время в пути примерно 5ч. Водитель Владимир, тел. 8(921)011-88-11.
Выброска от губы Домашней до ст.Кузема 5 км осуществлялась пешком по лесной дороге.
Обратно в Санкт-Петербург поездом г.Кемь-г.Санкт-Петербург.
Аварийные выходы с маршрута
- в районе порога Падун проходит а/м федеральная трасса
- от порога Роман идет лесовозная дорога до д.Кузема
- с пор.Мостовой можно добраться до д.Кузема по ж/д путям
- с пор.Морской можно добраться до д.Поньгома по а/м дороге
Круглосуточный телефон МЧС по Республике Карелия:
8-814-279-56-00; дежурный 8-814-375-42-90.
Связь на маршруте появляется только в населенных пунктах и в относительной близости к ним. Более качественный сигнал дает Мегафон и МТС.
График движения
День | Дата | Нитка маршрута | Протяженность (км) | Ходовое время (ч) | Характер пути Препятствия на участке | Метеоусловия |
0 | 16.07 | г.Санкт-Петербург – г.Кемь | — | — | Поезд | — |
1 | 17.07 | г.Кемь – оз.Поньгома. Стапель | — | — | Автомобиль | Переменная облачность, +15-17 |
Оз.Поньгома – оз.Номоозеро | 14 | 3 | Сплав Шиверы 1-2 к.т., плотина-1 | |||
2 | 18.07 | Оз.Номоозеро – пор.Падун | 28 | 7 | Сплав Шиверы 1-2 к.т., плотина-2 | Переменная облачность, +15-17 |
3 | 19.07 | Пор.Падун – пор.Роман | 28 | 8 | Сплав Пор.Падун (2 к.т.), пор.Стол (2 к.т.) Шиверы 1-2 к.т. | Пасмурно, +13-15 |
4 | 20.07 | Пор.Роман – пор.Мостовой | 20 | 9 | Сплав Пор.Роман (2у к.т.), пор.Корней (2 к.т.) Шиверы 1-2 к.т. | Пасмурно, +13-15 |
5 | 21.07 | Пор.Мостовой – Белое море. губа Домашняя. Антистапель. | 10 | 10 | Сплав Пор.Мостовой (2у к.т.), пор.Морской (2 к.т.) Шиверы 1-2 к.т. | Пасмурно, +10-13 |
6 | 22.07 | Губа Домашняя – ст.Кузема Ст.Кузема – г.Санкт-Петербург | 5 | 3 | Пешком Поезд | Пасмурно, +10-13 |
ВСЕГО | 105 |
Техническое прохождение маршрута
День 1. 17.07
Участок маршрута | г.Кемь – оз.Поньгома. Стапель Оз.Поньгома – оз.Номоозеро |
Км | 14 |
Ходовое время | 3 |
Препятствия | Мелкие шиверы 1-2 к.т., плотина-1 |
Метеоусловия | Переменная облачность, +15-17 |
Поезд г.Санкт-Петербург – г.Кемь прибыл по расписанию в 10.39. Встретились с водителем как было условлено, в 11.00 у здания вокзала.
Быстро погрузились в машину и тронулись в путь.
В 16 часов добрались до места стапеля. Собрали байдарки, перекусили. В 18.00 вышли на воду.
По озеру Поньгома идем на север, на мыс, за ним поворачиваем на восток и идем вдоль правого по ходу движения берега.
Через 1 час (7 км) подходим к разрушенной плотине на выходе из озера. Идем сходу, простой слив 1 м.
На участке сплава периодически встречаются мелкие шиверы.
Еще через 5 км начинается озеро Номоозеро, протяженностью 4,5 км. На ПБ на всех мысах есть стоянки. Мы встали на первой, уже устали и идти дальше совсем не хотелось, дров на ней немного, но на двоих нам хватило.
- Стоянка — N 65°17.315′ E 33°14.821′
21.00 встали на стоянку.
23.00 ужин, отбой.
День 2. 18.07
Участок маршрута | Оз.Номоозеро – пор.Падун |
Км | 28 |
Ходовое время | 7 |
Препятствия | Мелкие шиверы 1-2 к.т., плотина-2 |
Метеоусловия | Переменная облачность, +15-17 |
8.00 подъем, завтрак.
10.00 выход на воду.
Продолжаем движение по озеру. На выходе – плотина с простым сливом, идем сходу. Через 1 км шиверистого участка озеро Кокорино – 2 км.
На мысу посередине озера – старообрядческое кладбище. После небольшой ламбины стоянок нет до самого озера Вокшозера, т.е. 8 км.
Участок реки шиверистый, но мелкий, периодически садимся на мель.
Озеро Вокщозеро – 8 км длиной, очень живописное. Много стоянок с пляжами по берегу и на островах. Идем вдоль ПБ. Здесь останавливаемся на небольшой отдых и перекус.
В протоке в оз. Волина Ламбина быстринка, далее на выходе из озера снова мелко, 3 км до а/м моста федеральной трассы.
Шивера «У скалы», 1 к.т., 50м.
- N 65°20.230′ E 33°37.373′
Шивера, мелко, обливняки. В конце небольшой прижим к скале ПБ или плита с небольшой бочкой у ЛБ. Здесь когда-то был мост.
Идем сходу. Через 1 км а/м мост. Тут можно поймать мобильную связь иногда. Вокруг много вытоптанных стоянок и рыбаков. Справа от моста есть дорожки, вдоль которых много людей. Зато ЛБ весь свободен.
После моста 1 км до порога Падун.
- Здесь же на ЛБ хорошая стоянка — N 65°20.073′ E 33°39.170′.
18.00 встали на стоянку. Отдых, рыбалка, свободное время. Вечером осмотрели порог, наметили тактику прохождения.
22.00 ужин, отбой.
День 3. 19.07
Участок маршрута | Пор.Падун – пор.Роман |
Км | 28 |
Ходовое время | 8 |
Препятствия | Пор.Падун (2 к.т.), пор.Стол (2 к.т.) |
Метеоусловия | Переменная облачность, +15-17 |
8.00 подъем, завтрак.
Порог Падун, 2 к.т., 50 м.
- N 65°20.072′ E 33°39.129′
Двойной слив с падением около 1 м в скальном сужении с плитой, выступающей в языке слива. Далее шиверы с двумя прижимами к отмелям.
В сливе 2 обливных «зуба» посередине (верхний правее и нижний левее), они хорошо видны. Осмотр ЛБ.
Осмотрели. Определили порядок прохождения – Б-1 «Хатанга», затем Б-1 «Щукарь». Первый проходит порог и встает на страховку с воды.
Заход от ПБ (лучше читается линия воды) в центр, обходя обливняки на входе. Проходить ближе к «зубьям» правым бортом, далее в центр.
Через 1 км – порог Стол.
Порог Стол, 2 к.т.,
- N 65°19.761′ E 33°40.087′
Отвесный слив около 1 м по всей ширине реки. Плита высотой 0,7 м. через всю реку. В 5 м. ниже — вторая плита высотой 0,5 м. на 2/3 реки от ПБ.
У «верхней» плиты в середине реки есть большой «зуб», от которого образуется умеренная косая бочка вправо. «Зуб» и косая бочка условно делят русло на правую и левую части.
В правой части реки между плитами большое улово. Оно «запирает» косую бочку и струя от неё поворачивает к ЛБ. В левой части реки — плоский слив по 1-й плите (2-й, нижней плиты здесь нет).
От нижней плиты образуется ещё одна умеренная косая бочка, влево. Струя от плоского слива слива слева «запирает» её и образуется плейспот, очень пригодный для начинающих каякеров.
Можно тренировать крены, опоры, траверсы бочки, делать «спины» и «клинспины». Осмотр с ЛБ.
Останавливаемся на осмотр. Определяем порядок прохождения – оставляем без изменений. Проходим ближе к ЛБ, без происшествий. Заход – ближе к центру, ориентир – зуб в центре слива, далее смещаясь к ЛБ.
Через 200 м – порог Кособокий, 2 к.т., 100м.
- N 65°19.705′ E 33°40.426′.
Косой слив 1м с нагромождением камней в русле. На входе пара бочек. Первая половина — каньонообразное сужение, справа и слева — невысокие скалы.
В сужении есть косая бочка и умеренные прижимы. Вторая половина — шивера. Почти чистый проход, включая выход. Осмотр с ЛБ.
Осмотрели порог, наметили линию движения. Она не очевидна, требуется точный заход в центр, ближе к ПБ.
Слив по языку не представляется возможным, т.к. в нем торчит камень. Далее уход к ЛБ от торчащих камней. С воды ориентиры видно плохо.
Прошли установленным порядком. Без происшествий.
Далее 1, 5 км шиверистого участка. Мелко, но идти можно, линия движения видна с воды.
Через 2,5 км – озеро Большое Рогозеро.
На озере очень живописно, много хороших стоянок с пляжами. Встаем тут на перекус и отдых.
Для выхода в оз. Малое Рогозеро нужно держаться ПБ. Небольшой островок можно обойти как слева, так и справа.
Мы решили срезать и пошли справа, пришлось продираться через траву. По оз. Малое Рогозеро двигаемся 3 км на юго-восток, легко заблудиться, сверяемся с навигатором.
Встретили группу рыбаков, они как раз и заблудились, спросили у нас дорогу.
Берега тут заболочены, стоянок нет.
На выходе из озера – безымянный порог, 2 к.т., 50 м.
- N 65°17.278′ E 33°47.229′
Слив 1м в скальном сужении, полуобливные камни.
Линия движения не очевидна, осмотрели с ЛБ. Первой прошла «Хатанга», из под ЛБ, смещаясь к центру, уходя от каменной гряды. Встала с ЛБ на страховку. Далее «Щукарь» тем же образом.
Далее 13 км шиверистого участка до порога Роман. Все шли сходу.
- Здесь же хорошая стоянка на ЛБ — N 65°17.547′ E 34°00.640′.
19.00 — встали на стоянку. Отдых, рыбалка, свободное время. Вечером осмотрели порог, наметили тактику прохождения.
22.00 — ужин, отбой.
День 4. 20.07
Участок маршрута | Пор.Роман – пор.Мостовой |
Км | 20 |
Ходовое время | 9 |
Препятствия | Пор.Роман (2у к.т.), пор.Корней (2 к.т.) |
Метеоусловия | Пасмурно, +13-15 |
08.00 — подъем.
10.00 — выход на воду. На улице заметно похолодало, пошел дождь.
Еще раз осмотрели порог.
Долго думали о прохождении, смущала непростая линия движения, при которой с учетом низкой воды, в случае ошибки появлялся риск пройти весь порог самосплавом, а это грозило возможными травмами.
Порог Роман,2 к.т., 450 м.
- N 65°17.521′ E 34°00.799′
Длинная шивера с обходом ледореза и попаданием в опоры разрушенного моста. Лавирование между камней.
Несколько ступеней на участке с общим падением 8м. Валы и бочки до 0,8м. Осмотр с ЛБ.
Приняли решение пройти порог частично. Условно разбили порог на 3 части.
1 часть, 100м – от стоянки улова после опор разрушенного моста. Порог начинается перед бревенчатым ледоломом, сразу за которым мост.
Проходить ледорез стоит справа, смещаясь к центральной протоке моста, сам слив чистый, но дальше мелко и присутствуют сильные навалы на камни, которые, по всей видимости, не читаются с воды.
За ними хаотично разбросанные бочки, требуется маневренность. Страховка в этом месте затруднена. Глубокие, размытые дождями и паводком берега. Обнесли участок по берегу.
2 часть, 150м – улово после опор разрушенного моста до участка относительно спокойной воды. Очень мелкая шивера. Местами непроход. Провели байдарки по ЛБ.
3 часть, 200м – мелкая выходная шивера. Стартовали по очереди из суводи с ЛБ, лавируя между камнями, линия движения плохо читается с воды. Периодически садились на мель.
После прохождения устроили небольшой отдых. Антон заметил, что у него поднялась температура. Начался сильный дождь. Решили, что пока готовы идти дальше.
Через 2 км – порог.
Порог Корней, 2 к.т., 70м.
- N 65°17.102′ E 34°03.158′
Двойной мощный слив. Общее падение около 6м. косые валы и бочки в конце сливов. Осмотр с ПБ.
Основной слив расположен по центру.
Вход в него плохо читается с воды, а войти надо очень и очень точно, иначе экипажу грозит сваливание байдарки на камни.
Мы идти порог не решились в виду плохого самочувствия Антона. Шел сильный дождь, температура на улице понизилась.
Приняли решение порог обнести и идти дальше, пока позволяет погода и самочувствие.
Обнос занял 40 минут.
Через 1,5 км безымянный порог, 2 к.т., 50м
- N 65°17.224′ E 34°04.945′
Слив с каменной гряды 1м. По центру – каменная гряда, слева от нее пологий слив, справа – крутой слив с бочкой за ним.
Осмотрели с ПБ. Первой прошла «Хатанга», по центру, встала с ПБ на страховку. «Щукарь» прошел с ЛБ. Без происшествий.
Далее 15 км шли с периодическими остановками на отдых, следили за состоянием Антона.
Через 3 км после порога справа спадает река Егут, река становится шире раза в три. После этого течение сильно замедляется, и препятствий становится гораздо меньше.
Наша скорость тоже заметно упала. Через 8 км после впадения реки Егут разрушенная переправа через реку – виднеются бетонные кольца.
- Здесь же на ЛБ есть стоянка — N 65°19.647′ E 34°13.839′.
От стоянки идет лесная дорога, до пос. Кузема примерно 4-5 км.
Через 2 км – шивера, 2 к.т., 100м
- N 65°19.419′ E 34°15.868′
В начале — остров, идти по левой протоке. Прижим к скале ЛБ и 2 плиты с бочками. На выходе — крупный обливняк посреди русла.
Линия движения плохо читается с воды. Осмотрели с камней по ПБ. Маневрировали между камнями. Прошли поочередно с попеременной страховкой с воды.
Через 1 км – шивера, 2 к.т., 100м
- N 65°19.407′ E 34°17.245′
Несколько плит высотой до полуметра, за ними бочки. Чем ниже, тем круче. Много мелкосидящих обливняков.
Через 2 км, к 19.00 подошли к порогу Мостовой.
- Здесь же на ПБ стоянка — N 65°19.694′ E 34°18.576′.
19.00 встали на стоянку.
21.00 ужин, отбой.
День 5. 21.07
Участок маршрута | Пор.Мостовой – Белое море. губа Домашняя. Антистапель. |
Км | 10 |
Ходовое время | 10 |
Препятствия | Пор.Мостовой (2у к.т.), пор.Морской (2 к.т.) |
Метеоусловия | Пасмурно, +10-13 |
08.00 подъем.
10.00 вышли на воду. Дождь идет не переставая.
Состояние Антона прежнее, но решаем, что пока готовы идти дальше. Осматриваем порог, намечаем тактику прохождения.
Порог Мостовой, 2 к.т.,
- N 65°19.604′ E 34°17.732′
Русло перегорожено плитами. Основная струя идет по окружности вдоль ЛБ, обходя плиту. 3 ступени. 1-ая ступень — заходная шивера, далее двухступенчатый слив с каменной гряды.
2-ая ступень – быстроток в скальном сужении, обходя остров справа, 3-ья ступень – выходная мелкая шивера. Осмотр затруднен. Осмотр с ЛБ и с ПБ.
Осмотрели с ПБ, как выяснилось, с ПБ не пройти технически. Осмотрели так же по центру, перебираясь по каменным плитам и по ЛБ. Проход возможен только с ЛБ.
Первой пошла «Хатанга». Заход с ЛБ, далее прошла между ЛБ и центром 1 слив, далее так же по центру через бочку во второй слив и встала на страховку с воды второго судна после 3ьей ступеии.
«Щукарь» зашел ближе к ЛБ, уходя от бочек, далее так же уходя в центр, но по большому радиусу, уходя от бочек центральной струи. Такая траектория потребовала большей маневренности.
Порог прошли удачно.
На осмотр и прохождение порога ушло 40 минут.
Через 100 м – шивера, 2 к.т., 100м
- N 65°19.667′ E 34°18.417′
Через всю реку – каменная гряда. Требуется маневренность между камнями и сливами. Осмотр с ПБ.
Линия движения не очевидна. Требуется осмотр. Осмотрели, наметили линию движения.
Первой прошла «Хатанга» — заход с ПБ, далее маневр влево, сливаясь ближе к ЛБ, маневрируя между камнями.
Встала с ПБ на страховку с воды. Далее «Щукарь» тем же образом.
Через 400м – шивера, 2 к.т., 100м
- N 65°19.724′ E 34°19.037′
Мелкая каменистая шивера.
Прошли сходу, с попеременной страховкой с воды, часто садились на мель. За порогом реку пересекает ЛЭП.
Через 50м железнодорожный мост.
За мостом участок мелких шивер и острова, которые обходятся в левую протоку.
Через 5 км – порог, 2 к.т., 50м
- N 65°20.539′ E 34°24.087′
Скальные плиты на ПБ. В русле — те же плиты, сливы с них, 1,5-2м.
Прошли поочередно – «Хатанга», затем «Щукарь».
Следом автомобильный мост, за которым чалка ПБ для осмотра порога Морской, здесь – устье р.Поньгома.
Перед устьем водный поток дробится о скалы, создавая небольшую дельту.
Порог Морской, 2 к.т., 100м
- N 65°20.786′ E 34°24.128′
Короткий слив в скальном сужении на повороте реки. В конце слива косой вал 1м. на выходе шивера. Осмотр с ПБ.
Осматриваем порог. Встретили местного рыбака, который обратил наше внимание на то, что порог перегорожен рыбацкой сетью. Осмотрели еще раз внимательно. Решили, что порог будем обносить.
Разговорились с рыбаком. Он рекомендовал в море не выходить, т.к. идет прилив и на море шторм.
Встает вопрос – либо сниматься с маршрута с порога Морской, либо ждать и идти в море на следующий день. От порога можно пешком дойти до ст.Кузема – это 9 км.
Принимаем решение переждать пока на стоянке. Решаем, что можем пройти дальше, выйти в море и, если по-прежнему будет непогода, вернуться в поселок пешком.
Билеты у нас на поезд, и мы всегда имеем возможность их поменять.
После этого решили позвонить в МЧС, спросить о погоде. Нам, правда, рекомендовали в море не выходить, т.к. всю неделю на море наблюдалась непогода.
- С ПБ у порога есть стоянка – N 65°20.734′ E 34°24.244′.
Поставили палатку, переоделись в сухое, перекусили, отдохнули, обнесли байдарки.
В 19.00 часов решили попробовать выйти в море.
Нам повезло – шторм практически утих, и мы смогли в отлив безопасно пройти вдоль берега по морю 3 км до Губы Домашней.
С этого места существуют два варианта антистапеля:
- после выхода в море повернуть налево и пройти 3 км до стоянки на коренном ЛБ, она расположена рядом с лесной дорогой. До станции Кузема останется 5км;
- после выхода в море повернуть налево и пройти 6 км до устья р.Березовки, с ЛБ там тоже есть стоянка у лесной дороги. До станции Кузема останется 2км. Однако в этом случае, двигаться по морю лучше в прилив, т.к. в отлив в районе Куземкой губы остается мутная жижа, а не чистая вода.
В нашем случае мы дошли до первой стоянки, т.к. шли в отлив и не хотели попадать в грязное месиво Кемской губы.
В 21.00 встали на стоянку.
22.30 ужин.
День 6. 22.07
Участок маршрута | Губа Домашняя – ст.Кузема Ст.Кузема – г.Санкт-Петербург |
Км | 5 |
Ходовое время | 3 |
Препятствия | — |
Метеоусловия | Пасмурно, +10-13 |
Так как мы уже неоднократно выбрасывались с этого места после сплавов по рекам Кемского района, дорогу мы хорошо знали и заранее решили, что машина для выброски нам не нужна.
Антистапель. Разбираем байдарки. 01.00 выходим на тропу. Идем, сверяясь с заранее составленным треком в навигаторе. 04.00 подошли к станции.
05.16 поезд ст.Кузема – г. Санкт-Петербург.
Конец маршрута.
Дополнительные сведения о маршруте
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
- Потенциально опасным участками маршрута являются пороги 2 категории трудности.
На всех этих порогах в обязательном порядке осуществлялась предварительная разведка с осмотром и выставлением страховки.
Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте
Деревня Поньгома
Поньгома раскинулась на берегах реки Поньгома и Домашней губы в юго-западной части Губы Поньгома Кандалакшского залива Белого моря.
Поселение находится в 50 км к северу от города Кемь и в 8,6 км юго-восточнее п. Кузема.
Точный год основания этой старинной поморской деревни не известен. Первые письменные упоминания о ней относятся к XVI−XVII векам.
Сегодня здесь сохраняется деревянная застройка рубежа XIX−XX веков, сама Поньгома признана комплексным памятником истории.
Деревня расположена в месте выхода скал. Есть дома, которые стоят прямо на природных каменных плитах.
В нескольких местах пласты выступают через полотно грунтовки, проходящей по единственной улице деревни – Рыбацкой.
На беломорском берегу и в устье реки рыбалка всегда была главным занятием.
На территории деревни и в ее окрестностях встречаются полуразвалившиеся карбасы – поморские деревянные промысловые суда.
У поморов считалось грехом распиливать старую лодку. Они оставляли ее на берегу, достойно дожидаться «естественной смерти».
До 1935 г. в деревне была церковь.
В советский период работал рыболовецкий колхоз «Беломорский рыбак», добывавший морскую рыбу. В 1980-х он был крупнейшим в районе предприятием отрасли.
После 1990-х годов колхоз был признан банкротом и закрыт. Для местных жителей рыболовство и сейчас остается основным источником дохода.
Поньгома входит в Куземское сельское поселение Кемского района Карелии. Здесь постоянно проживает около 50 человек.
Летом население увеличивается за счет приезжих: рыбаков, водных туристов и любителей отдыха на природе.
В деревне сохраняются памятники архитектуры, хозяйственные постройки – объекты культурного наследия конца XIX начала XX века.
Это амбары Дмитриевых, Кивечкиной, Купчиева, Куропкина, а также амбар рыбный двухъярусный.
Дополнительные сведения о походе
Характеристика природных условий местности
Маршрут проходил по территории и Кемского района Республика Карелия.
Климат умеренно-континентальный. Морские воздушные массы обусловливают сравнительно мягкую зиму с частыми оттепелями и умеренно-тёплое, прохладное лето.
Среднегодовая температура от 0 до +3°C. Количество осадков за год 600—700 мм.
Район находится в зоне избыточного увлажнения. В июне-июле наблюдаются белые ночи.
Река Поньгома: общая характеристика
Река Поньгома протекает по Кемскому району Республики Карелии, является одной из крупнейших рек севера Карелии.
Исток – озеро Поньгома, впадает в Кандалакшский залив Белого моря. Перепад высоты от истока до устья – 88 метров по одним данным, 103 по другим.
У устья реки Поньгома расположена одноименная деревня. Это единственный населенный пункт на берегах реки.
Река Поньгома имеет протяженность 86 километров, площадь водосборного бассейна превышает 1200 квадратных километров.
Питание в основном дождевое и снеговое, также реку питают множество притоков, из которых стоит отметить: река Егут (длина – 48 километров), Кади (40 км), Ретин-ручей (15 км).
В своем течении река Поньгома протекает через много озер, вот список самых крупных:
- Номоозеро;
- Вокшозеро;
- Кокорино;
- Волина Ламбина;
- Большое и Малое Рогозеро.
Река Поньгома имеет три моста (два автомобильных, один низ них часть – трассы Р-21 «Кола» и железнодорожный), также на реке встречаются остатки старых деревянных мостов.
Любопытно, что раньше река Поньгома имела исток в озере Топозеро (Лоухский район), однако после создания Иовского и Кумского водохранилищ она оказалась отсечена от этой озерной системы и теперь ее начало находится в озере Поньгома.
Перечень специального снаряжения
Групповое | Личное | ||
Наименование | Количество | Наименование | Количество |
Байдарка Б-1 «Щукарь» | 1 | Каска | 1 |
Байдарка Б-1 «Хатанга» | 1 | Весло | 1 |
Спас конец («Морковка») | 2 | Спас жилет | 1 |
Весло запасное | 1 |
Особенности общественного и личного снаряжения
Для фото и видеосъёмки использовались мобильные телефоны.
Для навигации по маршруту использовалась топографическая карта (масштаб 1:100000), а так же навигатор Garmin с отмеченными точками основных препятствий и возможными местами стоянок.
Смотрите так же: |
Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
Статья расходов | Общая стоимость, руб. | Стоимость с чел., руб. |
Заброска | ||
Ж/д билеты г.СПб-г.Кемь | 6000 | 3000 |
Провоз багажа* | 400 | 200 |
Автомобиль г.Кемь – оз.Поньгома | 10000 | 5000 |
Выброска | ||
Ж/д билеты Кузема – г.СПб | 7000 | 3500 |
Провоз багажа | 400 | 200 |
Питание на маршруте | ||
Раскладка | 5000 | 2500 |
Безопасность | ||
Страховой полис | 500 | 250 |
Групповая аптечка | 1000 | 500 |
Ремонтный набор | 1000 | 500 |
ИТОГО | 31300 | 15650 |
*нормы провоза багажа в ООО «РЖД»: ручная кладь весом не более 36кг, размером по сумме трех измерений не более 180см.
Багаж в специализированном купе – допускается оформление на одного пассажира не более трех мест по сумме трех измерений каждого места, не превышающих 180 см, весом каждого места не более 75 кг и общим весом не более 200 кг.
Раскладка была составлена из расчета двух горячих приготовлений пищи (завтрак, ужин), перекус (обед), карманное питание в виде сухого пайка (орехи, сухофрукты, энергетические батончики и т.д.).
Приготовление пищи утром и вечером осуществлялось на дровах, проблем с их наличием на стоянках не возникало.
Координаты стоянок
Название | Координаты | Пояснение |
Место стапеля-1 | N 65°18.507′ E 33°00.124′ | Начало сплава на оз.Поньгома Есть стоянки слева и справа. Песчаный пляж. |
Стоянка оз.Поньгома | N 65.31648° E 33.00756° | На 1ом мысу |
Стоянка оз.Поньгома | N 65.32107° E 33.01752° | На 2ом мысу |
Стоянка оз.Поньгома | N 65.32143° E 33.03442° | На острове, небольшая |
Стоянка оз.Поньгома | N 65.32215° E 33.04721° | В узком проливе на острове, небольшая |
Стоянка оз.Поньгома | N 65.31949° E 33.07863° | Каменистый мыс с ЛБ |
Стоянка оз.Поньгома | N 65.31061° E 33.10077° | ЛБ, песочный пляж |
Плотина-1 | N 65.30422° E 33.12103° | Слив 0,5м |
Стоянка | N 65.30121° E 33.13768° | ЛБ на скале |
Остатки моста | N 65.29716° E 33.16532° | Проход центральной протокой |
Стоянка | N 65°17.500′ E 33°12.432′ | ЛБ, большая |
Стоянка оз.Номоозеро | N 65°17.336′ E 33°14.739′ | На мысах по ПБ |
Плотина-2 | N 65°16.645′ E 33°20.049′ | Слив 0.5м |
Стоянка оз.Кокорино | N 65°16.708′ E 33°21.588′ | ЛБ |
Стоянка оз.Кокорино | N 65°17.000′ E 33°23.865′ | За протокой |
Стоянка | N 65°17.052′ E 33°23.257′ | На ламбине ЛБ |
Стоянка | N 65°20.176′ E 33°37.398′ | Красивая стоянка ЛБ |
Стоянка | N 65°20.128′ E 33°37.411′ | Большая ПБ, есть дорога к а/м мосту |
Стоянка | N 65°20.326′ E 33°37.839′ | Небольшая ЛБ |
Порог «У скалы» | N 65°20.332′ E 33°37.586′ | Небольшая мелкая шивера |
Стоянка, пор.Падун | N 65°20.072′ E 33°39.167′ | ЛБ |
Стоянка, пор.Стол | N 65°19.776′ E 33°40.105′ | ЛБ |
Стоянка оз. Большое Рогозеро | N 65°19.608′ E 33°46.132′ | Живописная стоянка на песчаном пляже |
Стоянка | N 65°17.150′ E 33°50.335′ | ПБ |
Стоянка | N 65°17.158′ E 33°50.976′ | ПБ |
Стоянка | N 65°16.492′ E 33°57.004′ | ЛБ |
Стоянка | N 65°16.617′ E 33°57.395′ | ЛБ |
Стоянка пор.Роман | N 65°17.552′ E 34°00.645′ | ЛБ |
Стоянка пор.Роман | N 65°17.599′ E 34°01.082′ | ЛБ |
Стоянка пор.Корней | N 65°17.081′ E 34°03.083′ | Большая стоянка ПБ |
Стоянка | N 65°18.208′ E 34°09.477′ | ЛБ |
Стоянка | N 65°19.621′ E 34°13.911′ | ЛБ |
Стоянка пор.Мостовой | N 65°19.707′ E 34°18.582′ | Небольшая стоянка ПБ возле а/м дороги |
Стоянка о.Шангоостров | N 65°21.228′ E 34°24.514′ | Красивая стоянка на острове |
Стоянка | N 65°21.696′ E 34°22.573′ | Небольшая стоянка на острове |
Антистапель | N 65°21.658′ E 34°21.569′ | Небольшая стоянка возле лесной дороги. До ст.Кузема 5км |
Возможный антистапель | N 65°21.759′ E 34°17.109′ | Стоянка в лесу рядом с лесной дорогой. До ст.Кузема 2 км. |
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
В итоге, выбранная стратегия прохождения похода и компоновка группы оказалась удачной, маршрут был пройден в полном составе без происшествий.
Пройденный маршрут очень красив, интересен и разнообразен. Река Поньгома – отличный вариант для отработки навыков водного туризма, особенно в период мая-июня, когда уровень воды гораздо выше.
На порогах Роман и Корней можно продуктивно отрабатывать навыки сплава и страховки. Летом уровень воды падает и прохождение может быть затруднено большим количеством обнажившихся камней в русле.
В этом случае для сплава больше подходят надувные байдарки.
Маршрут может быть рекомендован спортсменам-водникам, желающим отработать навыки водного туризма и пройден как за короткий срок в спортивном режиме, так и в качестве летнего путешествия.
В отчете была сделана попытка описать все препятствия, которые на наш взгляд можно классифицировать как препятствия 2 к.т., требующие осмотра, т.к. линия движения не очевидна. Фото прилагается.
Рекомендуем при сплаве в июле-августе, когда река мелеет, тщательно выбирать траекторию движения в порогах, особенно на каркасных байдарках. Предпочтительнее держаться основной струи.
Смотрите так же: |
Отчёт о водном походе по реке Поньгома подготовили:
Баширова Л.В., Синявин А.Ю.