Отчёт о водном походе по рекам Вама и Водла 2022: общая информация о маршруте
Справочные сведения о маршруте и группе
Вид туризма | Категория сложности | Протяженность активной части похода | Продолжительность | Сроки проведения | |
общая | ходовых дней | ||||
водный | третья | 104 км | 7 дней | 6 дней | 12.07-18.07.2022г. |
Группа из 11 (одиннадцати) человек.
Нитка маршрута; г.Санкт-Петербург – г.Медвежьегорск – п.Куганаволок – оз.Водлозеро – река Вама – пор.Раккой (3к.т.) – пор.Островец (3к.т.) – пор.Пурпорог (2у к.т.) – река Водла – пор.Верхневаамский (3к.т.) – пор.Падун (4к.т., обнос) – пор.Осиновец (3к.т.) –пор.Печки (4к.т., обнос) – пор. Волчий (3к.т.) – пор.Поняловский (3к.т.) – пор.Войбуч (3к.т.) – пор.Песьянец (3к.т.) – п.Кривцы – г.Медвежьегорск – г. Санкт-Петербург
уровень воды река Вама – высокий
уровень воды река Водла – высокий
Смотрите так же: |
Определяющие препятствия маршрута
Вид преп.
| Кат. Трудности, Длина преп. | Характеристика препятствия | Способ прохождения |
река Вама | |||
Порог | Устьинский, 2у кт – 400м. | Шивера с локальными бочками и валами. Осмотр по ЛБ. | Осмотр. По основной струе походной колонной |
Порог | Раккой, 3кт – 100м. | Ориентир: понижение русла заметное издали. Слышен шум порога. В центре несколько бочек и валов до 1м. В конце у правого берега удобное улово для страховки. Осмотр по ЛБ. | Осмотр. Прошли по центру. К-4 и К-2 страховали байдарки с воды в улово за порогом. |
Порог | Островец, 3кт – 300м. | Расположен в двух протоках. Левая – короткая мощная шивера, правая – более длинная, соответственно, с меньшим. В случае прохождения левой протоки желателен просмотр по левому берегу. На слиянии проток – каменная гряда (в высокую воду затоплена), далее – выходная шивера. | Прошли левой протокой. К-4 и К-2 страховали байдарки с воды в улово за порогом. |
Порог | Вампорог, 2 кт – 300м. | Ориентиры: через 2км. после моста узкоколейки, понижение русла, шум. Бочки и валы около 0,7м. | Прошли сходу. Походной колонной, по основной струе. Взаимная попеременная страховка с воды. |
Порог | Кривой, 2 кт – 600м. | Простая шивера, слалом | |
Порог | Востровский, 2кт – 100м | Слияние проток, затем простой входной перекат среди островов. Лучше идти по среднему проходу. Далее слив через всё русло. В малую воду необходим осмотр, т.к заход неочевиден, торчат острые камни. По большой воде сходу. | |
Порог | Казимир, 2 кт – 200м. | Щивера, валы до 1м, слалом | |
Порог | Пурпорог, 2у кт – 400м. | Ориентир: в середине порога остров. Правая протока – мощная шивера с локальными бочками. Левая протока чистая. Косые валы до 1 м. Осмотр по ЛБ | Осмотр. Прошли правой протокой походной колонной. |
Порог | Боровой, 2 кт – 200м. | По малой и средней воде много камней. Траектория движения не очевидна, осмотр с моста. По большой воде движение по струе. | Сходу, п основной струе. |
река Водла | |||
Порог | Верхневаамский, 3 кт – 300м. | Через 200м. после впадения Сухой Водлы. Состоит из двух проток, разделены островом. Правая – мощнее, в нашу воду – непроход, завал из бревен. В левой — гряды камней на входе и выходе. Локальные бочки, валы до 1 м. Осмотр по ЛБ и ПБ.. | Осмотр. Прошли по левой протоке. К-4 и К-2 страховали байдарки с воды в улово за порогом. |
Порог | Нижневаамский, 2 кт – 100м. | Через 200м. после Верхневамского. По малой воде большое количество каменных гряд. По большой воде небольшие валы. Осмотр по ЛБ. | Сходу, по основной струе. |
Порог | Нетомский, 2 кт – 200м. | Ориентиры: остров, делящий русло на 2 протоки. Слаломная шивера, небольшие валы. | Правой протокой, сходу, по основной струе. |
Порог | Киньский, 2 кт – 300м. | Ориентиры: примерно через 2км. от Нетомского; большой остров Казёнка. По малой воде траектория неоднозначна, большое количество камней. В пороге небольшие валы. | Левой протокой, сходу, по основной струе. |
Порог | Баранья голова 2 кт – 100м. | Ориентир: небольшой островок. Небольшие валы. | Левой протокой, сходу, по основной струе |
Порог | Мокрица 2 кт -500м | Шивера. Валы до 0.5м | Сходу, по основной струе. |
Порог | Падун, 4кт – 50м. | Ориентиры: покосы и остатки заброшенной деревни на ПБ, каменные лбы по обоим берегам. Слив с бочкой через всю реку высотой около 2м. Вдоль правого берега слив более пологий за которой идёт мощная неравномерная бочка. Иногда заварная. За порогом в летнее время много рыбацких сетей – самосплав или киль опасны! Осмотр обязателен! Возможен с обоих берегов. | Обнос |
Порог | Осиновец, 3 кт – 300м. | Ориентиры: порог находится между 2 островами. Две протоки. В левой – шивера 2 – 3 кт в зависимости от уровня воды, необходим маневр между грядами обливняков. В правой протоке (более мощная) хаотичное чередование обливняков и локальных бочек, в конце – два последовательных слива с бочками и обливными камнями общей высотой не менее 1.5 м. В высокую воду возможен относительно простой проход правой протоки по левому краю, вдоль самого острова, обязательна страховка с воды, желателен сигнальщик. | Осмотр. Прохождение К-4, К-2 и Б-1 правой протокой с заходом в улово для страховки байдарок. Байдарки Б-3, Б-2 и Пакраф – левой протокой |
Порог | Печки, 4 кт — | Ориентиры: порог расположен в посёлке Водла между островами, сильный шум. Состоит из 3 проток. В левой протоке высокий до 1,5м. мелководный слив (технически не проходим). В центральной протоке слив 1,5м. с мощной косой бочкой, после которой серия жёстких валов, переходящих в мелководную каменистую шиверу. В летнее время за бочкой рыбацкие сети – самосплав или киль опасны! В правой протоке зигзагообразная мощная шивера с резким падением и большим количеством обливняков. Так же мощные отбойные валы с расположенной между ними бочкой. Осмотр с острова. По большой воде сложность порога вырастает. В пороге остатки рыбацких заколов (колья и арматура)! | Обнос |
Порог | Волчий, 3 кт – 100м. | Ориентиры: через 400м. после порога Печки под автомобильным мостом. По большой воде серия валов до 2м. с бочками после них. Осмотр по ПБ. | Осмотр Катамараны и Б-1 «Хатанга» — по центру, через валы. Байдарки «Хатанга-3» и «Викинг» — заход по центру, далее уход к ПБ с последующим выходом на основную струю, обходя бочки. Пакрафт – обнос
|
Порог | Поняловский, 3 кт – 200м. | Через 150м. после порога Волчий. По малой воде – шивера с локальными бочками под правым берегом и сериями валов по центру. В большую воду практически через всё русло проходит серия мощных глубоких бочек. На выходе жёсткие валы. Просмотр по ПБ и ЛБ | Осмотр. К-4, К-2, Б-2 по центру. Б-1, Б-3, Пакрафт – ближе к левому берегу. |
Порог | Орешек, 2 кт – 200м. | Достаточно простая шивера. В конце остров. | Сходу, п основной струе. |
Порог | Березовский, 2кт – 100м. | Состоит из 2 проток. Справа слив около 0,5м, слева простая шивера. | |
Порог | Войбуч, 3 кт – 200м. | Разгонная шивера и входной слив с мощными валами. Далее серия валов и обливняков. Осмотр по ПБ. | Осмотр. По основной струе со взаимной попеременной страховкой с воды. |
Порог | Песьянец, 3кт – 100м. | Похож на порог Войбуч. Так же входная шивера, далее слив с валами до 1,5м. Обливняки. | |
Порог | Липки, 1 кт -100м. | Шивера с неоднозначной тректорией. | |
Порог | Порштинский, 1 кт – 200м. | Шиверистого типа. Проходится сходу. | Сходу, по основной струе. |
*Принятые сокращения (здесь и далее):
ЛБ – левый берег
ПБ – правый берег
ЧХВ – чистое ходовое время
Варианты подъезда и отъезда
Основной вид транспорта – железная дорога. Далее до начала сплава лучше всего заказывать транспорт заранее.
Заброска:
г.Санкт-Петербург – г.Медвежьегорск поездом О22Ч, время в пути – 8ч 28 мин. Далее до начала сплава (пос.Куганаволок) автомобилем 232 км, водитель Константин, тел. 8(921)702-00-62
Посмотреть наличие жд билетов на актуальную дату: Санкт-Петербург-Медвежьегорск (яндекс-путешествия) |
Выброска:
пос.Кривцы – г.Медвежьегорск автомобилем, водитель Константин, 220 км. Далее, поездом г.Межвежьегорск – г.Санкт-Петербург 021Ч, время в пути – 8ч 57 мин.
Посмотреть наличие жд билетов на актуальную дату: Медвежьегорск — Санкт-Петербург (яндекс-путешествия) |
Заброска и выброска возможны так же из г.Петрозаводск, как мы изначально и планировали, однако стоимость трансфера при этом не меняется, по этой причине мы решили осуществлять заброску-выброску из г.Медвежьегорска, т.к. в этом случае мы экономим время в дороге.
Аварийные выходы с маршрута
- река Вама – на пор.Боровой есть старая дорога на п.Кубово
- Река Водла — посёлок Водла
- Река Водла — посёлок Кубово
- Река Водла — деревня Поршта
Круглосуточный телефон МЧС по Республике Карелия:
8 (814) 273-02-00
В г.Медвежьегорск есть больницы и поликлиники, где могут оказать любую квалифицированную помощь.
Связь на маршруте появляется только в населенных пунктах и в относительной близости к ним.
Более качественный сигнал дает Мегафон и МТС.
График движения
День | Дата | Нитка маршрута | Протяженность (км) | Ходовое время (ч) | Характер пути Препятствия на участке | Метеоусловия |
0 | 11.06 | Поезд г.Санкт-Петербург – г.Меджвежьегорск | — | — | — | — |
1 | 12.06 | Стапель п.Куганаволок – оз.Водлозеро – река Вама, плотина | 11 | 2,5 | Плотина (обнос) | +18, солнце |
2 | 13.06 | Плотина (река Вама) – пор.Верхневаамский | 24 | 6 | Пор.Устьимский – 2у к.т. Пор.Раккой – 3 к.т. Пор.Островец – 3 к.т. Пор.Вампорог – 2 к.т. Пор.Кривой – 2 к.т. Пор.Востровский – 2 к.т. Пор.Казимир – 2 к.т. Пор.Пурпорог – 2у к.т. Пор.Боровой – 2 к.т. Пор.Верхневаамский – 3 к.т. | +18, переменная облачность |
3
| 14.06
| пор.Верхневаамский – пор.Печки | 21
| 6,5
| Пор.Нижневаамский – 2 к.т. Пор.Нетомский – 2 к.т. Пор.Киньский – 2 к.т. Пор.Баранья голова – 2 к.т. Пор.Мокрица – 2 к.т. Пор.Падун – 4к.т., обнос Пор.Осиновец – 3 к.т. Пор.Печки – 4к.т., обнос | +17, переменная облачность
|
4 | 15.06 | Дневка | ||||
5 | 16.06 | пор.Печки – пор.Липки | 29 | 8 | Пор.Волчий – 3 к.т. Пор.Поняловский – 3 к.т. Пор.Орешек – 2 к.т. Пор.Березовский – 2 к.т. Пор.Войбуч – 3 к.т. Пор.Песьянец – 3 к.т. | +16, пасмурно, дождь |
6 | 17.06 | пор.Липки – пос. Кривцы Антистапель
| 19 | 4 | Пор.Липки – 2 к.т. Пор.Порштинский – 2 к.т. | + 16, пасмурно, дождь |
7 | 18.06 | Поезд г.Медвежьегорск – г.Санкт-Петербург | — | — | — | |
ВСЕГО | 104 |
Техническое прохождение маршрута
День 1. 12 июня
Участок пути: п.Куганаволок – плотина (река Вама), 11 км
ЧХВ: 2,5 ч
Прибытие поезда 022Ч в 6 утра. Погрузка вещей в машину, заброска на начало сплава в поселок Куганаволок, примерное время в пути 4-5 часов. Стапель судов, перекус.
Выход на воду в 16.00. Пересекли озеро примерно за 2 часа, на выходе из озера плотина.
С правого берега оборудованная национальным парком стоянка с дровами (бронирование стоянки осуществляется заранее на сайте национального парка Водлозерский). Совместили обнос (по правому берегу) и ночевку. Встали лагерем около 18.30
День 2. 13 июня
Участок пути: плотина (река Вама) – пор.Верхневаамский, 24 км
ЧХВ: 6 ч
Подъем в 7.00
Суда перенесены к месту отчаливания с вечера. Утром перенесли вещи. Выход на воду 10.00. Сразу за плотиной – порог Устьинский, 2 к.т., представляет собой шиверу с локальными бочками и валами. Осмотрели порог по ЛБ. Определили порядок прохождения, места для страховки.
Порядок прохождения – К4, К2, Б-3, Б-2, Паркафт, Б-1 (последний, т.к. стоял на съемке). Первыми прошли катамараны – по центру порога, встали на страховку байдарок в улово с ПБ. Далее шли согласно порядку, без происшествий.
Через 2 км – порог Раккой, 3 к.т. – мощная шивера с локальными бочками и высокими валами и обливняками. Осмотрели по ЛБ, катамараны прошли по основной струе, байдарки – ближе к правому берегу.
Еще через 2 км – порог Островец, 3 к.т. Проход – слева от острова. Осмотрели порог по ЛБ, в пороге – по центру, ближе к ЛБ бочка, осложнен валами до 1 м. Определили порядок прохождения – аналогично порогу Устьимскому.
Первыми шли катамараны, прошли без проблем, встали с ПБ на страховку байдарок, далее шли байдарки. Сложностей ни у кого не возникло, все прошли порог ближе к ПБ.
Почти сразу за порогом старый мост. Далее на протяжении 15 км серия порогов шиверистого типа 2 к.т. перемежаются короткими плесами – Вампорог, Кривой, Востровский, Казимир. Четких ориентиров нет, просмотр не требуется.
В порогах встречаются небольшие бочки, валы, требуется навык слалома. Шли около 2 часов установленным порядком, К-4 и К-2 с промежуточными чалками для страховки байдарок.
Пурпорог, 2у к.т. – мощная шивера с локальными бочками, высокими валами, в паводок все обливные камни скрыты водой. Осмотрели по левому берегу, прошли походной колонной со взаимной страховкой с воды.
Через 2 км порог Боровой, 2 к.т. – траектория не очевидна, можно посмотреть с моста. Наша группа прошла сходу, байдарки вслед за катамаранами.
Далее в Ваму слева впадает река Сухая Водла и после слияния расположен порог Верхневаамский – 3 к.т. Порог имеет две протоки, разделенные островом. Правая – технически сложнее, жесткие бочки на входе и выходе.
Однако, правая протока была завалена бревнами, для катамаранов – непроход по габаритам, для байдарок – большая опасность киля и последующим попаданием под завал.
Сделали траверс на левый берег, осмотрели левую протоку – она оказалась чистой, в русле – небольшие бочки, валы.
Прошли установленным порядком, катамараны – по центру порога, страхуя байдарки, байдарки – ближе к правому берегу, все без происшествий.
После острова – поворот направо.
За порогом встали на ночевку в 19.00.
День 3. 14 июня
Участок пути: пор.Верхневаамский – пор.Печки, 21 км
ЧХВ: 6,5 ч
Подъем в 07.00. Выход на воду – 09.30.
Через 150-200 м после порога Верхневаамский – порог Нижневаамский, 2 к.т., несложная шивера с валами. Прошли сходу установленным порядком.
Далее – 10 км череда порогов шиверистого типа 2 к.т., перемежавшиеся недлинными плесами – Нетомский, Киньский, Баранья голова, Мокрица. Шли установленным порядком с отработкой захода в улово для страховки.
Решили, что решение о возможности прохода порога Падун будем принимать на месте.
Порог Падун, 4 к.т. -– ориентиры: покосы и остатки заброшенной деревни на ПБ, каменные лбы по обоим берегам. Слив с бочкой через всю реку высотой около 2м. Вдоль правого берега слив более пологий за которой идёт мощная неравномерная бочка. Иногда заварная.
Подошли к порогу в 14.00. Высокий уровень воды, рыбацкие сети, общий уровень подготовки группы – обсудили все эти факторы в совокупности и приняли решение, что порог соответствует уровню 4 к.т. (в классификаторе он отмечен как 3-4 к.т.).
Очень большой опасностью признавались рыбацкие сети. По этим причинам было принято решение порог обнести, на обносе устроили перекус.
Завершили обнос в 14.00.
Через 2 км – порог Осиновец, 3 к.т. Высадились на острове для осмотра порога. Решили, что катамараны К-4 и К-2 пройдут правой протокой, а так же Б-1 «Хатанга», остальные байдарки – левой после катамаранов, которые будут их страховать в улово после порога.
По правой протоке проход осложнен бочкой по центру порога, ориентир – камень справа от бочки, далее слалом и на выходе по центру обливной камень, справа и слева – бочки.
Безопаснее идти слева от камня, там же удобное место для страховки.
В левой протоке – небольшие бочки и валы, требуется маневрирование. Прошли установленным порядком, без происшествий.
Камень на выходе из порога плохо читается с воды, требуется большая внимательность, чтобы на него не выбросило байдарку.
После прохождения – на ЛБ утроили отдых и перекус.
Далее идет 8 км плеса с небольшими быстротоками до порога Печки, 4 к.т. Порог расположен между двумя островами. Состоит из 3 проток. В левой протоке высокий до 1,5м. мелководный слив (технически не проходим в нашу воду).
В центральной протоке слив 1,5м. с мощной косой бочкой, после которой серия жёстких валов, переходящих в мелководную каменистую шиверу.
За бочкой с обоих берегов находились рыбацкие сети, поэтому от прохода центральной протокой сразу же отказались.
В правой протоке зигзагообразная мощная шивера с резким падением и большим количеством обливняков. Так же мощные отбойные валы с расположенной между ними бочкой.
В сети Интернет есть информация, что в протоке присутствуют остатки рыбацких заколов (колья и арматура), с воды, однако их не видно, но вполне вероятно, что они скрываются под водой.
В наш уровень воды порог (правая протока) соответствовал 4 категории трудности, поэтому от прохождения было решено отказаться. Обнесли суда и вещи. Поставили лагерь в 18.00.
День 4. 15 июня
Дневка.
День 5. 16 июня
Участок пути: пор.Печки – о.Войбуч, 29 км
ЧХВ: 8 ч
Подъем в 7.00. Выход на воду – 9.30.
Через 400 м после порога Печки порог Волчий, 3 к.т. под а/м мостом, порог представляет собой серию валов до 2м, в начале порога – жесткая косая сбойка, на которую сильно выносит струя. Осмотрели порог с правого берега, определили порядок прохождения.
К-4 прошел первым, по центру, встал на страховку с левого берега. Далее К-2, по центру, встал на страховку с правого берега.
Следующей шла байдарка Б-3, прошли по краю сбойки с уходом по краю вала. Б-2 так же – заход по центру, далее сместился к правому берегу с последующим выходом на струю. Б-1 прошла по центру.
Учитывая жесткую сбойку на входе и по правому берегу рыбацкие сети, было принято решение, что пакрафт этот порог обнесет.
Через 1 км – порог Поняловский, 3 к.т., мощная шивера с валами, по центру, ближе к правому берегу, бочка, на выходе – жесткие валы. Осмотр возможен с обоих берегов. Мы осмотрели по левому.
К-4 прошел первым, через центральную бочку, с уходом под правый берег, для страховки. К-2 следующий, обошли бочку слева, ушли под левый берег для страховки.
Б-2 ушел сильно под правый берег, попал в бочку, успешно ее прошел. Б-3 и Б-1 прошли левым берегом. Пакрафт – максимально близко к левому берегу.
После порога, вплоть до о.Войбуч мы не заметили больше стоянок по берегам.
Через 1 км – порог Орешек, 2 к.т., шивера с небольшими валами.в конце порога остров.
Далее 12 км плеса до порога Березовский, 2 к.т., имеет две протоки, справа небольшой слив, слева – несложная шивера. Катамараны прошли справа (более глубокий проход), байдарки – слева. Сделали перерыв на перекус.
После порога еще 10 км плеса до деревни Кубово, через 2 км остров Войбуч, имеет две протоки. Ради интереса посмотрели начало правой протоки – не увидели ничего интересного, ушли в левую. (Отчеты в сети Интернет советуют идти левой протокой, пороги в ней интереснее со спортивной точки зрения).
В левой протоке 3 порога – порог Войбуч, 3 к.т., порог Песьянец, 3 к.т. и порог Липки, 1 к.т.
Пороги Войбуч и Песьянец очень похожи – разгонная шивера на входе, далее серия жестких валов, хаотично расположенных бочек и обливняков, требуется навык слалома. Решили осмотреть сразу оба порога по правому берегу.
Так как с байдарки плохо читается линия движения опасность представляют обливняки, которые с воды байдаркам может быть не видно), поэтому решили, что первым идет К-4, показывая дорогу байдаркам, далее Б-3, Б-2, потом Пакрафт, за ним, страхуя его, Б-1 и замыкающий К-2. Таким порядком прошли сходу оба порога, без происшествий.
Было уже достаточно поздно, начинало темнеть, температура сильно понизилась, гоу-про камеры перестали работать (сели аккумуляторы), по этой причине видео прохождения порогов нет.
После порога Песьянец встали на ветхую стоянку (очевидно, давно никого не было) на мысу острова в 21.00. Других стоянок ни до острова, ни после мы не обнаружили.
День 6. 17 июня
Участок пути: о.Войбуч – пос. Кривцы, 19 км
ЧХВ: 4 ч
Подъем в 10.00. Выход на воду в 12.00.
Почти сразу, в конце острова – порог Липки, 1 к.т., несложная шивера с обливными камнями. Прошли сходу. После порога через 5 км порог Порштинский, 1 к.т., слабая шивера. Далее 12 км до поселка Кривцы несколько быстротоков, сложных препятствий нет.
Погода ухудшилась, поднялся ветер, начался дождь. Шли под берегами, река стала заметно шире, течение почти не ощущалось.
В поселке река поворачивает направо, тут же автомобильный мост, где мы закончили маршрут и приступили к антистапелю на правом берегу в 16.00. Дров в этом месте нет, но можно попросить у местных жителей, они не отказывают, под мостом есть костровище, относительно чисто.
Конец маршрута.
Дополнительные сведения о маршруте
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
- Рыбацкие заколы (арматура и деревянные остовы) на пороге Печки и рыбацкие сети на пороге Падун. Самосплав или оверкиль могут быть опасны для жизни!
Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте
- Деревня Водла – старинная крестьянская деревня на берегу р.Водла, первое упоминание о ней относится к XV веку. По реке через Водлозеро проходил «Северный волок» — торговый путь к Белому морю.
- Водлозерский национальный парк – биосферный заповедник, созданный с целью сохранения природного комплекса в бассейне озера Водлозера и реки Илекса. На его территории так же расположено множество архитектурных памятников 18-19 вв.
- Остров Ильинский с расположенным на нём Ильинским Водлозерским погостом. Здесь расположена церковь Ильи Пророка построенная в 1798 г.
- Заброшенная в 1960г. деревня Вама. Первое письменное упоминание относится к 1563г.
- Мыс Бесов Нос – мыс с высеченными на скале петроглифами.
- Река Водла – исторический путь по которому новгородцы выходили к Белому морю и на реку Северная Двина в период средневековья.
- Город Пудож – основанный в 1382г. Место расположения многих архитектурных памятников.
Дополнительные сведения о походе
Река Вама: общая характеристика
Река протекает по Пудожскому р-ну Республики Карелия. Протяжённость реки 25 км. Берёт начало из оз.Водлозеро. В месте соединения с Сухой Водлой образуется река Водла.
Основное питание – атмосферные осадки. Так же уровень воды регулируется Вамской плотиной: река Вама и озеро Водлозеро.
Климат местности – умеренный, переходный от морского к континентальному. В год выпадает около 650 мм. осадков. Снежный покров в данной местности держится примерно с ноября по май.
Максимальное половодье в мае, изредка начале июня. Далее уровень воды значительно падает. Средняя температура воды летом +20.
Дно реки каменистое, русло изрезанное с прямолинейными участками и излучинами. Средний расход воды 30-35 м3/с.
Растительность вдоль берегов преимущественно среднетаёжная. В основном произрастают ель, сосна, берёза, осина, ольха.
В прошлом река использовалась для сплава древесины.
Река Водла: общая характеристика
Река протекает по Пудожскому р-ну Республики Карелия. Частично протекает по границе с Архангельской областью. Протяжённость реки 149 км. Образуется в месте слияния рек Вамы и Сухой Водлы. Впадает в Онежское озеро.
Тип питания – смешанный. Основное питание – атмосферные осадки. Средний расход воды 140 м3/с. Средний уклон реки 0,7 м/км. Средняя температура воды летом +19.
Река протекает по территории невысоких равнинных возвышенностей. Растительность по берегам представлена таёжными лесами. Преобладают сосны, ели, берёзы, осины.
В средневековье была основным водным путём новгородцев к Белому морю.
Перечень специального снаряжения
Групповое | Личное | ||
Наименование | Количество | Наименование | Количество |
Катамаран К-2 «Рафтмастер» | 1 | Каска | 1 |
Катамаран К-4 «Вольный ветер» | 1 | Весло | 1 |
Байдарка Б-1 «Хатанга» | 1 | Спас жилет | 1 |
Байдарка Б-3 «Хатангта» | 1 | ||
Пакрафт | 1 | ||
Байдарка Б-2 «Викинг» | 1 | ||
Спас конец («Морковка») | 6 | ||
Весло запасное | 6 |
Особенности общественного и личного снаряжения
Для фото и видеосъёмки использовались мобильные телефоны и экшн камера Go Pro Hero 8.
Для навигации по маршруту использовалась топографическая карта (масштаб 1:100000), а так же навигатор Garmin с отмеченными точками основных препятствий и возможными местами стоянок.
Смотрите так же: |
Координаты препятствий
Река Вама
Пор.Устимский — N 62°13′26.24″ E 37°04′49.60″
Пор.Раккой — N 62°13′14.36″ E 37°06′21.99″
Пор.Островец — N 62°12′30.64″ E 37°07′20.54″
Пор.Вампорог — N 62°12′38.20″ E 37°10′00.44″
Пор.Кривой — N 62°13′44.67″ E 37°16′48.46″
Пор.Востровский — N 62°13′41.64″ E 37°18′57.93″
Пор.Казимир — N 62°13′30.27″ E 37°20′12.71″
Пор.Пурпорог — N 62°13′31.71″ E 37°21′35.21″
Пор.Боровой — N 62°13′37.32″ E 37°24′24.23″
Река Водла
Пор.Верхневаамский — N 62°13′55.46″ E 37°26′11.75″
Пор.Нижневаамский — N 62°13′44.09″ E 37°26′29.68″
Пор.Нетомский — N 62°12′46.78″ E 37°26′39.87″
Пор.Киньский — N 62°11′39.05″ E 37°28′16.28″
Пор.Баранья Голова — N 62°11′03.73″ E 37°28′20.29″
Пор.Мокрица — N 62°10′53.35″ E 37°28′28.95″
Пор.Падун — N 62°09′21.03″ E 37°28′18.44″
Пор.Осиновец — N 62°08′00.61″ E 37°28′27.40″
Пор.Печки — N 62°04′18.69″ E 37°27′09.84″
Пор.Поняловский — N 62°03′53.65″ E 37°26′19.79″
Пор.Орешек — N 62°03′22.24″ E 37°26′17.62″
Пор.Березовский — N 61°59′34.53″ E 37°21′49.42″
Пор.Войбуч — N 61°56′05.53″ E 37°09′30.32″
Пор.Песьянец — N 61°55′38.06″ E 37°08′50.77″
Пор.Липки — N 61°55′25.70″ E 37°07′44.02″
Пор.Порштинский — N 61°53′07.31″ E 37°04′25.96″
Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
Стоимость средств передвижений:
Заброска:
Ж/д билеты г.Санкт-Петербург – г.Медвежьегорск – 1400 р./чел.
Автомобиль г.Медвежьегорск – пос.Куганаволок – 22500 р.
Выброска:
Автомобиль пос.Кривцы – г.Медвежьегорск – 22500 руб.
Ж/д билеты г.Медвежьегорск-г.Санкт-Петербург – 1400 руб./чел.
Прочие расходы:
Провоз багажа в поезде – 2000 р.
Походная аптечка – 4500 руб.
Спортивная страховка – 3000 руб.
Ремонтный набор – 4000 руб.
Разрешение на нахождение в
Национальном парке Водлозерский – 200р/чел.
Раскладка была составлена из расчета двух горячих приготовлений пищи (завтрак, ужин), перекус (обед), карманное питание в виде сухого пайка (орехи, сухофрукты, энергетические батончики и т.д.). Приготовление пищи осуществлялось на дровах, проблем с их наличием на стоянках не возникало.
Питание на маршруте (11 человек, 7 дней) – 30000 руб.
Итого: 93700 + ж/д билеты
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
В итоге, выбранная стратегия прохождения похода и компоновка группы оказалась удачной, маршрут был пройден в полном составе без происшествий.
Изучение отчетов и данные с гидропоста (река Водла) позволяет сделать вывод, что в период середины июня 2022г. воды в реке было очень много и категорийность порогов повысилась. По этой причине было принято решение, что пороги Падун и Печки на реке Водла соответствуют четвертой категории сложности и их следует обнести.
В официальном перечне маршрутов отсутствуют данные о порогах на реках Вама и Водла (кроме порога Падун), поэтому оценку сложности порогов осуществляли по данным отчетов в сети интернет и по факту, на местности.
В целом, считаем, что сложность порогов в наш уровень воды соответствует 3 категории сложности, пороги, чья категорийность оказалась выше – были обнесены в целях безопасности (пороги Падун и Печки).
Пройденный маршрут очень красив, интересен и разнообразен, отличный вариант для отработки навыков водного туризма. Пороги на маршруте расположены таким образом, что у группы имелась возможность отработки навыков постепенно, от простого к сложному.
При выборе средств сплава рекомендуем принимать решение, исходя из месяца похода. Река Вама и река Водла в конце июня сильно мельчают, что снижает интерес к ним как к тренировочным рекам. Особенный интерес они представляют в начале июня – по высокой воде, однако, в этом случае проход маршрута на байдарках будет сложнее, чем для катамарана.
Большая часть туристических групп заканчивает маршрут в п.Водла, за порогом Печки. Однако, далее река Водла имеет еще несколько интересных с точки зрения техники, порогов. Судя по ветхости стоянок, можно сделать вывод, что этот отрезок маршрута ходят редко.
В сети интернет так же мало информации об этом участке. Стоит заметить, что отрезок маршрута п.Водла – п.Кривцы проходим, скорее всего, только в июне – пороги представляют собой каменистые шиверы, в случае низкой воды возрастает аварийность их прохождения, для катамарана вероятен технический непроход.
Начало маршрута проходит по территории Национального парка Водлозерский. Необходимо оформить разрешение. Сделать это удобнее всего на официальном сайте: http://vodlozero.ru/.
Маршрут может быть рекомендован спортсменам-водникам, желающим отработать навыки водного туризма и пройден как за короткий срок в спортивном режиме, так и в качестве летнего путешествия.
Смотрите так же: |
Отчёт о водном походе по рекам Вама и Водла подготовили:
Баширова Л.В.
Литература:
Библиотека отчетов о спортивных походах http://www.tlib.ru