Порог Падун на реке Водла

Отчёт о водном походе по рекам Вама и Водла 2022: общая информация о маршруте

 

Справочные сведения о маршруте и группе

Вид туризмаКатегория сложностиПротяженность активной части походаПродолжительностьСроки проведения
общаяходовых дней
водныйтретья104 км7 дней6 дней12.07-18.07.2022г.

Группа из 11 (одиннадцати) человек.

Нитка маршрута; г.Санкт-Петербург – г.Медвежьегорск – п.Куганаволок – оз.Водлозеро – река Вама – пор.Раккой (3к.т.) – пор.Островец (3к.т.) – пор.Пурпорог (2у к.т.) – река Водла – пор.Верхневаамский (3к.т.) – пор.Падун (4к.т., обнос) – пор.Осиновец (3к.т.) –пор.Печки (4к.т., обнос) – пор. Волчий (3к.т.) – пор.Поняловский (3к.т.) – пор.Войбуч (3к.т.) – пор.Песьянец (3к.т.) – п.Кривцы – г.Медвежьегорск – г. Санкт-Петербург

 уровень воды река Вама – высокий

уровень воды река Водла – высокий

Смотрите так же:

Река Вама, река Водла на карте Пудожского района (1:100000)

Вама-Водла схема маршрута 1

Вама-Водла схема маршрута 2

Вама-Водла схема маршрута 3

Вама-Водла схема маршрута 4

Определяющие препятствия маршрута

Вид преп.

 

Кат. Трудности,

Длина преп.

Характеристика препятствияСпособ прохождения
река Вама
ПорогУстьинский,

2у кт – 400м.

Шивера с локальными бочками и валами.

Осмотр по ЛБ.

Осмотр. По основной струе походной колонной
ПорогРаккой,

3кт – 100м.

Ориентир: понижение русла заметное издали. Слышен шум порога. В центре несколько бочек и валов до 1м. В конце у правого берега удобное улово для страховки.

Осмотр по ЛБ.

Осмотр. Прошли по центру.  К-4 и К-2 страховали байдарки с воды в улово за порогом.
ПорогОстровец,

3кт – 300м.

Расположен в двух протоках. Левая – короткая мощная шивера, правая – более длинная, соответственно, с меньшим. В случае прохождения левой протоки желателен просмотр по левому берегу. На слиянии проток – каменная гряда (в высокую воду затоплена), далее – выходная шивера.Прошли левой протокой. К-4 и К-2 страховали байдарки с воды в улово за порогом.
ПорогВампорог,

2 кт – 300м.

Ориентиры: через 2км. после моста узкоколейки, понижение русла, шум. Бочки и валы около 0,7м.Прошли сходу. Походной колонной, по основной струе. Взаимная попеременная страховка с воды.
ПорогКривой,

2 кт – 600м.

Простая шивера, слалом
ПорогВостровский,

2кт – 100м

Слияние проток, затем простой входной перекат среди островов. Лучше идти по среднему проходу. Далее слив через всё русло. В малую воду необходим осмотр, т.к заход неочевиден, торчат острые камни. По большой воде сходу.
ПорогКазимир,

2 кт – 200м.

Щивера, валы до 1м, слалом
ПорогПурпорог,

2у кт – 400м.

Ориентир: в середине порога остров. Правая протока – мощная шивера с локальными бочками. Левая протока чистая. Косые валы до 1 м. Осмотр по ЛБОсмотр. Прошли правой протокой походной колонной.
ПорогБоровой,

2 кт – 200м.

По малой и средней воде много камней. Траектория движения не очевидна, осмотр с моста. По большой воде движение по струе.Сходу, п основной струе.
река Водла
ПорогВерхневаамский, 3 кт – 300м.Через 200м. после впадения Сухой Водлы. Состоит из двух проток, разделены островом. Правая – мощнее, в нашу воду – непроход, завал из бревен. В левой — гряды камней на входе и выходе. Локальные бочки, валы до 1 м. Осмотр по ЛБ и ПБ..Осмотр. Прошли по левой протоке. К-4 и К-2 страховали байдарки с воды в улово за порогом.
ПорогНижневаамский, 2 кт – 100м.Через 200м. после Верхневамского. По малой воде большое количество каменных гряд. По большой воде небольшие валы. Осмотр по ЛБ.Сходу, по основной струе.
ПорогНетомский,

2 кт – 200м.

Ориентиры: остров, делящий русло на 2 протоки. Слаломная шивера, небольшие валы.Правой протокой, сходу, по основной струе.
ПорогКиньский,

2 кт – 300м.

Ориентиры: примерно через 2км. от Нетомского; большой остров Казёнка. По малой воде траектория неоднозначна, большое количество камней. В пороге небольшие валы.Левой протокой, сходу, по основной струе.
ПорогБаранья голова

2 кт – 100м.

Ориентир: небольшой островок. Небольшие валы.Левой протокой, сходу, по основной струе
ПорогМокрица

2 кт -500м

Шивера. Валы до 0.5мСходу, по основной струе.
ПорогПадун,

4кт – 50м.

Ориентиры: покосы и остатки заброшенной деревни на ПБ, каменные лбы по обоим берегам. Слив с бочкой через всю реку высотой около 2м. Вдоль правого берега слив более пологий за которой идёт мощная неравномерная бочка. Иногда заварная. За порогом в летнее время много рыбацких сетей – самосплав или киль опасны!

Осмотр обязателен! Возможен с обоих берегов.

Обнос
ПорогОсиновец,

3 кт – 300м.

Ориентиры: порог находится между 2 островами. Две протоки. В левой – шивера 2 – 3 кт в зависимости от уровня воды, необходим маневр между грядами обливняков. В правой протоке (более мощная) хаотичное чередование обливняков и локальных бочек, в конце – два последовательных слива с бочками и обливными камнями общей высотой не менее 1.5 м. В высокую воду возможен относительно простой проход правой протоки по левому краю, вдоль самого острова, обязательна страховка с воды, желателен сигнальщик.Осмотр. Прохождение К-4, К-2 и Б-1 правой протокой с заходом в улово для страховки байдарок. Байдарки Б-3, Б-2 и Пакраф – левой протокой
ПорогПечки,

4 кт —

Ориентиры: порог расположен в посёлке Водла между островами, сильный шум. Состоит из 3 проток. В левой протоке высокий до 1,5м. мелководный слив (технически не проходим). В центральной протоке слив 1,5м. с мощной косой бочкой, после которой серия жёстких валов, переходящих в мелководную каменистую шиверу. В летнее время за бочкой рыбацкие сети – самосплав или киль опасны!

В правой протоке зигзагообразная мощная шивера с резким падением и большим количеством обливняков. Так же мощные отбойные валы с расположенной между ними бочкой. Осмотр с острова. По большой воде сложность порога вырастает.

В пороге остатки рыбацких заколов (колья и арматура)!

Обнос
ПорогВолчий,

3 кт – 100м.

Ориентиры: через 400м. после порога Печки под автомобильным мостом. По большой воде серия валов до 2м. с бочками после них. Осмотр по ПБ.Осмотр Катамараны и Б-1 «Хатанга» — по центру, через валы. Байдарки «Хатанга-3» и «Викинг» — заход по центру, далее уход к ПБ с последующим выходом на основную струю, обходя бочки.

Пакрафт – обнос

 

ПорогПоняловский,

3 кт – 200м.

Через 150м. после порога Волчий. По малой воде – шивера с локальными бочками под правым берегом и сериями валов по центру. В большую воду практически через всё русло проходит серия мощных глубоких бочек. На выходе жёсткие валы. Просмотр по ПБ и ЛБОсмотр. К-4, К-2, Б-2 по центру. Б-1, Б-3, Пакрафт – ближе к левому берегу.
ПорогОрешек,

2 кт – 200м.

Достаточно простая шивера. В конце остров.Сходу, п основной струе.
ПорогБерезовский,

2кт – 100м.

Состоит из 2 проток. Справа слив около 0,5м, слева простая шивера.
ПорогВойбуч,

3 кт – 200м.

Разгонная шивера и входной слив с мощными валами. Далее серия валов и обливняков. Осмотр по ПБ.Осмотр. По основной струе со взаимной попеременной страховкой с воды.
ПорогПесьянец,

3кт – 100м.

Похож на порог Войбуч. Так же входная шивера, далее слив с валами до 1,5м. Обливняки.
ПорогЛипки,

1 кт -100м.

Шивера с неоднозначной тректорией.
ПорогПорштинский,

1 кт – 200м.

Шиверистого типа. Проходится сходу.Сходу, по основной струе.

*Принятые сокращения (здесь и далее):

ЛБ – левый берег

ПБ – правый берег

ЧХВ – чистое ходовое время

Варианты подъезда и отъезда

Основной вид транспорта – железная дорога. Далее до начала сплава лучше всего заказывать транспорт заранее.

Заброска:

г.Санкт-Петербург – г.Медвежьегорск поездом О22Ч, время в пути – 8ч 28 мин. Далее до начала сплава (пос.Куганаволок) автомобилем 232 км, водитель Константин, тел. 8(921)702-00-62

Посмотреть наличие жд билетов на актуальную дату: Санкт-Петербург-Медвежьегорск (яндекс-путешествия) 

Выброска:

пос.Кривцы – г.Медвежьегорск автомобилем, водитель Константин, 220 км. Далее, поездом г.Межвежьегорск – г.Санкт-Петербург 021Ч, время в пути – 8ч 57 мин.

Посмотреть наличие жд билетов на актуальную дату: Медвежьегорск — Санкт-Петербург (яндекс-путешествия) 

Заброска и выброска возможны так же из г.Петрозаводск, как мы изначально и планировали, однако стоимость трансфера при этом не меняется, по этой причине мы решили осуществлять заброску-выброску из г.Медвежьегорска, т.к. в этом случае мы экономим время в дороге.

Аварийные выходы с маршрута

  1. река Вама – на пор.Боровой есть старая дорога на п.Кубово
  2. Река Водла — посёлок Водла
  3. Река Водла — посёлок Кубово
  4. Река Водла — деревня Поршта

Круглосуточный телефон МЧС по Республике Карелия:

8 (814) 273-02-00

В г.Медвежьегорск есть больницы и поликлиники, где могут оказать любую квалифицированную помощь.

Связь на маршруте появляется только в населенных пунктах и в относительной близости к ним.

Более качественный сигнал дает Мегафон и МТС.

График движения

ДеньДатаНитка маршрутаПротяженность (км)Ходовое время (ч)Характер пути

Препятствия на участке

Метеоусловия
011.06Поезд г.Санкт-Петербург – г.Меджвежьегорск
112.06Стапель

п.Куганаволок – оз.Водлозеро – река Вама, плотина

112,5Плотина (обнос)+18, солнце
213.06Плотина (река Вама) – пор.Верхневаамский246Пор.Устьимский – 2у к.т.

Пор.Раккой – 3 к.т.

Пор.Островец – 3 к.т.

Пор.Вампорог – 2 к.т.

Пор.Кривой – 2 к.т.

Пор.Востровский – 2 к.т.

Пор.Казимир – 2 к.т.

Пор.Пурпорог – 2у к.т.

Пор.Боровой – 2 к.т.

Пор.Верхневаамский – 3 к.т.

+18, переменная облачность
3

 

14.06

 

пор.Верхневаамский – пор.Печки21

 

6,5

 

Пор.Нижневаамский – 2 к.т.

Пор.Нетомский – 2 к.т.

Пор.Киньский – 2 к.т.

Пор.Баранья голова – 2 к.т.

Пор.Мокрица – 2 к.т.

Пор.Падун – 4к.т., обнос

Пор.Осиновец – 3 к.т.

Пор.Печки – 4к.т., обнос

+17, переменная облачность

 

415.06Дневка
516.06пор.Печки – пор.Липки298Пор.Волчий – 3 к.т.

Пор.Поняловский – 3 к.т.

Пор.Орешек – 2 к.т.

Пор.Березовский – 2 к.т.

Пор.Войбуч – 3 к.т.

Пор.Песьянец – 3 к.т.

+16, пасмурно, дождь
617.06пор.Липки – пос. Кривцы

Антистапель

 

194Пор.Липки – 2 к.т.

Пор.Порштинский – 2 к.т.

+ 16, пасмурно, дождь
718.06Поезд г.Медвежьегорск – г.Санкт-Петербург
ВСЕГО104

Техническое прохождение маршрута

 День 1. 12 июня

Участок пути: п.Куганаволок – плотина (река Вама), 11 км

ЧХВ: 2,5 ч

Прибытие поезда 022Ч в 6 утра. Погрузка вещей в машину, заброска на начало сплава в поселок Куганаволок, примерное время в пути 4-5 часов. Стапель судов, перекус.

Отчёт о водном походе по рекам Вама и Водла
Перед началом сплава, озеро Водлозеро

Выход на воду в 16.00. Пересекли озеро примерно за 2 часа, на выходе из озера плотина.

С правого берега оборудованная национальным парком стоянка с дровами (бронирование стоянки осуществляется заранее на сайте национального парка Водлозерский). Совместили обнос (по правому берегу) и ночевку. Встали лагерем около 18.30

Плотина на реке Вама
Плотина, река Вама

День 2. 13 июня

Участок пути: плотина (река Вама) – пор.Верхневаамский, 24 км

ЧХВ: 6 ч

 Подъем в 7.00

Суда перенесены к месту отчаливания с вечера. Утром перенесли вещи. Выход на воду 10.00. Сразу за плотиной – порог Устьинский, 2 к.т., представляет собой шиверу с локальными бочками и валами. Осмотрели порог по ЛБ. Определили порядок прохождения, места для страховки.

Порядок прохождения – К4, К2, Б-3, Б-2, Паркафт, Б-1 (последний, т.к. стоял на съемке). Первыми прошли катамараны – по центру порога, встали на страховку байдарок в улово с ПБ. Далее шли согласно порядку, без происшествий.

Через 2 км – порог Раккой, 3 к.т. – мощная шивера с локальными бочками и высокими валами и обливняками. Осмотрели по ЛБ, катамараны прошли по основной струе, байдарки – ближе к правому берегу.

Порог Раккой
Порог Раккой

Еще через 2 км – порог Островец, 3 к.т. Проход – слева от острова. Осмотрели порог по ЛБ, в пороге – по центру, ближе к ЛБ бочка, осложнен валами до 1 м. Определили порядок прохождения – аналогично порогу Устьимскому.

Порог Островец
Порог Островец

Первыми шли катамараны, прошли без проблем, встали с ПБ на страховку байдарок, далее шли байдарки. Сложностей ни у кого не возникло, все прошли порог ближе к ПБ.

Почти сразу за порогом старый мост. Далее на протяжении 15 км серия порогов шиверистого типа 2 к.т. перемежаются короткими плесами – Вампорог, Кривой, Востровский, Казимир. Четких ориентиров нет, просмотр не требуется.

В порогах встречаются небольшие бочки, валы, требуется навык слалома. Шли около 2 часов установленным порядком, К-4 и К-2 с промежуточными чалками для страховки байдарок.

Пурпорог, 2у к.т. – мощная шивера с локальными бочками, высокими валами, в паводок все обливные камни скрыты водой. Осмотрели по левому берегу, прошли походной колонной со взаимной страховкой с воды.

Через 2 км порог Боровой, 2 к.т. – траектория не очевидна, можно посмотреть с моста. Наша группа прошла сходу, байдарки вслед за катамаранами.

Далее в Ваму слева впадает река Сухая Водла и после слияния расположен порог Верхневаамский – 3 к.т. Порог имеет две протоки, разделенные островом. Правая – технически сложнее, жесткие бочки на входе и выходе.

Порог Верхневамский
Порог Верхневамский

Однако, правая протока была завалена бревнами, для катамаранов – непроход по габаритам, для байдарок – большая опасность киля и последующим попаданием под завал.

Сделали траверс на левый берег, осмотрели левую протоку – она оказалась чистой, в русле – небольшие бочки, валы.

Прошли установленным порядком, катамараны – по центру порога, страхуя байдарки, байдарки – ближе к правому берегу, все без происшествий.

После острова – поворот направо.

За порогом встали на ночевку в 19.00.

 День 3. 14 июня

Участок пути: пор.Верхневаамский – пор.Печки, 21 км

ЧХВ: 6,5 ч

Подъем в 07.00. Выход на воду – 09.30.

Через 150-200 м после порога Верхневаамский – порог Нижневаамский, 2 к.т., несложная шивера с валами. Прошли сходу установленным порядком.

Далее – 10 км череда порогов шиверистого типа 2 к.т., перемежавшиеся недлинными плесами – Нетомский, Киньский, Баранья голова, Мокрица. Шли установленным порядком с отработкой захода в улово для страховки.

Решили, что решение о возможности прохода порога Падун будем принимать на месте.

Порог Падун
Порог Падун

Порог Падун, 4 к.т. -– ориентиры: покосы и остатки заброшенной деревни на ПБ, каменные лбы по обоим берегам. Слив с бочкой через всю реку высотой около 2м. Вдоль правого берега слив более пологий за которой идёт мощная неравномерная бочка. Иногда заварная.

Подошли к порогу в 14.00. Высокий уровень воды, рыбацкие сети, общий уровень подготовки группы – обсудили все эти факторы в совокупности и приняли решение, что порог соответствует уровню 4 к.т. (в классификаторе он отмечен как 3-4 к.т.).

Очень большой опасностью признавались рыбацкие сети. По этим причинам было принято решение порог обнести, на обносе устроили перекус.

Завершили обнос в 14.00.

Через 2 км  – порог Осиновец, 3 к.т. Высадились на острове для осмотра порога. Решили, что катамараны К-4 и К-2 пройдут правой протокой, а так же Б-1 «Хатанга», остальные байдарки – левой после катамаранов, которые будут их страховать в улово после порога.

По правой протоке проход осложнен бочкой по центру порога, ориентир – камень справа от бочки, далее слалом и на выходе по центру обливной камень, справа и слева – бочки.

Безопаснее идти слева от камня, там же удобное место для страховки.

В левой протоке – небольшие бочки и валы, требуется маневрирование. Прошли установленным порядком, без происшествий.

Камень на выходе из порога плохо читается с воды, требуется большая внимательность, чтобы на него не выбросило байдарку.

После прохождения – на ЛБ утроили отдых и перекус.

Порог Осиновец, К-4
Порог Осиновец, К-4
Порог Осиновец, Б-3
Порог Осиновец, Б-3

Далее идет 8 км плеса с небольшими быстротоками до порога Печки, 4 к.т. Порог расположен между двумя островами. Состоит из 3 проток. В левой протоке высокий до 1,5м. мелководный слив (технически не проходим в нашу воду).

В центральной протоке слив 1,5м. с мощной косой бочкой, после которой серия жёстких валов, переходящих в мелководную каменистую шиверу.

За бочкой с обоих берегов находились рыбацкие сети, поэтому от прохода центральной протокой сразу же отказались.

В правой протоке зигзагообразная мощная шивера с резким падением и большим количеством обливняков. Так же мощные отбойные валы с расположенной между ними бочкой.

В сети Интернет есть информация, что в протоке присутствуют остатки рыбацких заколов (колья и арматура), с воды, однако их не видно, но вполне вероятно, что они скрываются под водой.

В наш уровень воды порог (правая протока) соответствовал 4 категории трудности, поэтому от прохождения было решено отказаться. Обнесли суда и вещи. Поставили лагерь в 18.00.

Порог Печки (центральная протока)
Порог Печки (центральная протока)
Порог Печки (правая протока)
Порог Печки (правая протока)

День 4. 15 июня

Дневка.

День 5. 16 июня

Участок пути: пор.Печки – о.Войбуч, 29 км

ЧХВ: 8 ч

Подъем в 7.00. Выход на воду – 9.30.

Через 400 м после порога Печки порог Волчий, 3 к.т. под а/м мостом, порог представляет собой серию валов до 2м, в начале порога – жесткая косая сбойка, на которую сильно выносит струя. Осмотрели порог с правого берега, определили порядок прохождения.

К-4 прошел первым, по центру, встал на страховку с левого берега. Далее К-2, по центру, встал на страховку с правого берега.

Следующей шла байдарка Б-3, прошли по краю сбойки с уходом по краю вала. Б-2 так же заход по центру, далее сместился к правому берегу с последующим выходом на струю. Б-1 прошла по центру.

Учитывая жесткую сбойку на входе и по правому берегу рыбацкие сети, было принято решение, что пакрафт этот порог обнесет.

Порог Волчий
Порог Волчий
Порог Волчий, мост
Порог Волчий, мост

Через 1 км – порог Поняловский, 3 к.т., мощная шивера с валами, по центру, ближе к правому берегу, бочка, на выходе – жесткие валы. Осмотр возможен с обоих берегов. Мы осмотрели по левому.

К-4 прошел первым, через центральную бочку, с уходом под правый берег, для страховки. К-2 следующий, обошли бочку слева, ушли под левый берег для страховки.

Б-2 ушел сильно под правый берег, попал в бочку, успешно ее прошел. Б-3 и Б-1 прошли левым берегом. Пакрафт – максимально близко к левому берегу.

Порог Поняловский
Порог Поняловский

После порога, вплоть до о.Войбуч мы не заметили больше стоянок по берегам.

Через 1 км – порог Орешек, 2 к.т., шивера с небольшими валами.в конце порога остров.

Далее 12 км плеса до порога Березовский, 2 к.т., имеет две протоки, справа небольшой слив, слева – несложная шивера. Катамараны прошли справа (более глубокий проход), байдарки – слева. Сделали перерыв на перекус.

После порога еще 10 км плеса до деревни Кубово, через 2 км остров Войбуч, имеет две протоки. Ради интереса посмотрели начало правой протоки – не увидели ничего интересного, ушли в левую. (Отчеты в сети Интернет советуют идти левой протокой, пороги в ней интереснее со спортивной точки зрения).

В левой протоке 3 порога – порог Войбуч, 3 к.т., порог Песьянец, 3 к.т. и порог Липки, 1 к.т.

Пороги Войбуч и Песьянец очень похожи – разгонная шивера на входе, далее серия жестких валов, хаотично расположенных бочек и обливняков, требуется навык слалома. Решили осмотреть сразу оба порога по правому берегу.

Так как с байдарки плохо читается линия движения опасность представляют обливняки, которые с воды байдаркам может быть не видно), поэтому решили, что первым идет К-4, показывая дорогу байдаркам, далее Б-3, Б-2, потом Пакрафт, за ним, страхуя его, Б-1 и замыкающий К-2. Таким порядком прошли сходу оба порога, без происшествий.

Было уже достаточно поздно, начинало темнеть, температура сильно понизилась, гоу-про камеры перестали работать (сели аккумуляторы), по этой причине видео прохождения порогов нет.

После порога Песьянец встали на ветхую стоянку (очевидно, давно никого не было) на мысу острова в 21.00. Других стоянок ни до острова, ни после мы не обнаружили.

День 6. 17 июня

Участок пути: о.Войбуч – пос. Кривцы, 19 км

ЧХВ: 4 ч

 Подъем в 10.00. Выход на воду в 12.00.

Почти сразу, в конце острова – порог Липки, 1 к.т., несложная шивера с обливными камнями. Прошли сходу. После порога через 5 км порог Порштинский, 1 к.т., слабая шивера. Далее 12 км до поселка Кривцы несколько быстротоков, сложных препятствий нет.

Погода ухудшилась, поднялся ветер, начался дождь. Шли под берегами, река стала заметно шире, течение почти не ощущалось.

В поселке река поворачивает направо, тут же автомобильный мост, где мы закончили маршрут и приступили к антистапелю на правом берегу в 16.00. Дров в этом месте нет, но можно попросить у местных жителей, они не отказывают, под мостом есть костровище, относительно чисто.

Конец маршрута.

конец сплава по рекам Вама и Водла
конец сплава по рекам Вама и Водла

Дополнительные сведения о маршруте

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

  • Рыбацкие заколы (арматура и деревянные остовы) на пороге Печки и рыбацкие сети на пороге Падун. Самосплав или оверкиль могут быть опасны для жизни!
Рыбацкие заколы на Ваме-Водле
Рыбацкие заколы на Ваме-Водле

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте

  • Деревня Водла – старинная крестьянская деревня на берегу р.Водла, первое упоминание о ней относится к XV веку. По реке через Водлозеро проходил «Северный волок» — торговый путь к Белому морю.
  • Водлозерский национальный парк – биосферный заповедник, созданный с целью сохранения природного комплекса в бассейне озера Водлозера и реки Илекса. На его территории так же расположено множество архитектурных памятников 18-19 вв.
  • Остров Ильинский с расположенным на нём Ильинским Водлозерским погостом. Здесь расположена церковь Ильи Пророка построенная в 1798 г.
  • Заброшенная в 1960г. деревня Вама. Первое письменное упоминание относится к 1563г.
  • Мыс Бесов Нос – мыс с высеченными на скале петроглифами.
  • Река Водла – исторический путь по которому новгородцы выходили к Белому морю и на реку Северная Двина в период средневековья.
  • Город Пудож – основанный в 1382г. Место расположения многих архитектурных памятников.

Дополнительные сведения о походе

Река Вама: общая характеристика

Река протекает по Пудожскому р-ну Республики Карелия. Протяжённость реки 25 км. Берёт начало из оз.Водлозеро. В месте соединения с Сухой Водлой образуется река Водла.

Основное питание – атмосферные осадки. Так же уровень воды регулируется Вамской плотиной: река Вама и озеро Водлозеро.

Климат местности – умеренный, переходный от морского к континентальному. В год выпадает около 650 мм. осадков. Снежный покров в данной местности держится примерно с ноября по май.

Максимальное половодье в мае, изредка начале июня. Далее уровень воды значительно падает. Средняя температура воды летом +20.

Дно реки каменистое, русло изрезанное с прямолинейными участками и излучинами. Средний расход воды 30-35 м3/с.

Растительность вдоль берегов преимущественно среднетаёжная. В основном произрастают ель, сосна, берёза, осина, ольха.

В прошлом река использовалась для сплава древесины.

Река Водла: общая характеристика

Река протекает по Пудожскому р-ну Республики Карелия. Частично протекает по границе с Архангельской областью. Протяжённость реки 149 км. Образуется в месте слияния рек Вамы и Сухой Водлы. Впадает в Онежское озеро.

Тип питания – смешанный. Основное питание – атмосферные осадки. Средний расход воды 140 м3/с. Средний уклон реки 0,7 м/км. Средняя температура воды летом +19.

Река протекает по территории невысоких равнинных возвышенностей. Растительность по берегам представлена таёжными лесами. Преобладают сосны, ели, берёзы, осины.

В средневековье была основным водным путём новгородцев к Белому морю.

Перечень специального снаряжения

ГрупповоеЛичное
НаименованиеКоличествоНаименованиеКоличество
Катамаран К-2 «Рафтмастер»1Каска1
Катамаран К-4 «Вольный ветер»1Весло1
Байдарка Б-1 «Хатанга»1Спас жилет1
Байдарка Б-3 «Хатангта»1
Пакрафт1
Байдарка Б-2 «Викинг»1
Спас конец («Морковка»)6
Весло запасное6

Особенности общественного и личного снаряжения

Для фото и видеосъёмки использовались мобильные телефоны и экшн камера Go Pro Hero 8.

Для навигации по маршруту использовалась топографическая карта (масштаб 1:100000), а так же навигатор Garmin с отмеченными точками основных препятствий и возможными местами стоянок.

Смотрите так же:

Топографические карты Карелии (1:100 000)

Координаты препятствий

Река Вама

Пор.Устимский — N 62°13′26.24″ E 37°04′49.60″

Пор.Раккой — N 62°13′14.36″ E 37°06′21.99″

Пор.Островец — N 62°12′30.64″ E 37°07′20.54″

Пор.Вампорог — N 62°12′38.20″ E 37°10′00.44″

Пор.Кривой — N 62°13′44.67″ E 37°16′48.46″

Пор.Востровский — N 62°13′41.64″ E 37°18′57.93″

Пор.Казимир — N 62°13′30.27″ E 37°20′12.71″

Пор.Пурпорог — N 62°13′31.71″ E 37°21′35.21″

Пор.Боровой — N 62°13′37.32″ E 37°24′24.23″

Река Водла

Пор.Верхневаамский — N 62°13′55.46″ E 37°26′11.75″

Пор.Нижневаамский — N 62°13′44.09″ E 37°26′29.68″

Пор.Нетомский — N 62°12′46.78″ E 37°26′39.87″

Пор.Киньский — N 62°11′39.05″ E 37°28′16.28″

Пор.Баранья Голова — N 62°11′03.73″ E 37°28′20.29″

Пор.Мокрица — N 62°10′53.35″ E 37°28′28.95″

Пор.Падун — N 62°09′21.03″ E 37°28′18.44″

Пор.Осиновец — N 62°08′00.61″ E 37°28′27.40″

Пор.Печки — N 62°04′18.69″ E 37°27′09.84″

Пор.Поняловский — N 62°03′53.65″ E 37°26′19.79″

Пор.Орешек — N 62°03′22.24″ E 37°26′17.62″

Пор.Березовский — N 61°59′34.53″ E 37°21′49.42″

Пор.Войбуч — N 61°56′05.53″ E 37°09′30.32″

Пор.Песьянец — N 61°55′38.06″ E 37°08′50.77″

Пор.Липки — N 61°55′25.70″ E 37°07′44.02″

Пор.Порштинский — N 61°53′07.31″ E 37°04′25.96″

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

Стоимость средств передвижений:

Заброска:

Ж/д билеты г.Санкт-Петербург – г.Медвежьегорск – 1400 р./чел.

Автомобиль г.Медвежьегорск – пос.Куганаволок – 22500 р.

Выброска:

Автомобиль пос.Кривцы – г.Медвежьегорск – 22500 руб.

Ж/д билеты г.Медвежьегорск-г.Санкт-Петербург – 1400 руб./чел.

Прочие расходы:

Провоз багажа в поезде – 2000 р.

Походная аптечка – 4500 руб.

Спортивная страховка – 3000 руб.

Ремонтный набор – 4000 руб.

Разрешение на нахождение в

Национальном парке Водлозерский – 200р/чел.

Раскладка была составлена из расчета двух горячих приготовлений пищи (завтрак, ужин), перекус (обед), карманное питание в виде сухого пайка (орехи, сухофрукты, энергетические батончики и т.д.). Приготовление пищи осуществлялось на дровах, проблем с их наличием на стоянках не возникало.

Питание на маршруте (11 человек, 7 дней)                – 30000 руб.

Итого: 93700 + ж/д билеты

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

В итоге, выбранная стратегия прохождения похода и компоновка группы оказалась удачной, маршрут был пройден в полном составе без происшествий.

 

Изучение отчетов и данные с гидропоста (река Водла) позволяет сделать вывод, что в период середины июня 2022г. воды в реке было очень много и категорийность порогов повысилась. По этой причине было принято решение, что пороги Падун и Печки на реке Водла соответствуют четвертой категории сложности и их следует обнести.

В официальном перечне маршрутов отсутствуют данные о порогах на реках Вама и Водла (кроме порога Падун), поэтому оценку сложности порогов осуществляли по данным отчетов в сети интернет и по факту, на местности.

В целом, считаем, что сложность порогов в наш уровень воды соответствует 3 категории сложности, пороги, чья категорийность оказалась выше – были обнесены в целях безопасности (пороги Падун и Печки).

Пройденный маршрут очень красив, интересен и разнообразен, отличный вариант для отработки навыков водного туризма. Пороги на маршруте расположены таким образом, что у группы имелась возможность отработки навыков постепенно, от простого к сложному.

При выборе средств сплава рекомендуем принимать решение, исходя из месяца похода. Река Вама и река Водла в конце июня сильно мельчают, что снижает интерес к ним как к тренировочным рекам. Особенный интерес они представляют в начале июня – по высокой воде, однако, в этом случае проход маршрута на байдарках будет сложнее, чем для катамарана.

Большая часть туристических групп заканчивает маршрут в п.Водла, за порогом Печки. Однако, далее река Водла имеет еще несколько интересных с точки зрения техники, порогов. Судя по ветхости стоянок, можно сделать вывод, что этот отрезок маршрута ходят редко.

В сети интернет так же мало информации об этом участке. Стоит заметить, что отрезок маршрута п.Водла – п.Кривцы проходим, скорее всего, только в июне – пороги представляют собой каменистые шиверы, в случае низкой воды возрастает аварийность их прохождения, для катамарана вероятен технический непроход.

Начало маршрута проходит по территории Национального парка Водлозерский. Необходимо оформить разрешение. Сделать это удобнее всего на официальном сайте: http://vodlozero.ru/.

Маршрут может быть рекомендован спортсменам-водникам, желающим отработать навыки водного туризма и пройден как за короткий срок в спортивном режиме, так и в качестве летнего путешествия.

Смотрите так же:

Отчёты о спортивных походах

Отчёт о водном походе по рекам Вама и Водла подготовили:

Баширова Л.В.

Литература:

Библиотека отчетов о спортивных походах http://www.tlib.ru

2 545 просмотров