Справочные сведения о маршруте и группе
Вид маршрута | Категория сложности | Протяженность активной части, км | Продолжительность | Сроки проведения | |
общая | Ходовых дней | ||||
Водный | Первая | 100 | 4 | 4 | 01.05-04.05.25 |
Группа из 10 человек
Подробная нитка маршрута: СПб Московский вкзл – г. Любань – река Тигода – ур. Басино – ур. Федоровка – ус.р. Посолка – р. Волхов – г. Кириши
уровень воды река Тигода – выше среднего
Определяющие препятствия маршрута
Вид препятствия | Название | Категория трудности | Характеристика препятствия |
перекат | Маёвка | 1 | 200 м |
перекат | Басино | 1 | 300 м |
перекат | Смердыня | 1 | 200 м |
порог | Равань | 1 | 400 м |
Варианты подъезда и отъезда
Начало маршрута расположено в г. Любань, куда из Санкт-Петербурга ходят электрички, имеется автодороги. Из СПб до Любани можно добраться по трассе Е105.
Вариант №1. На электричке от Московского вокзала до станции Любань. Примерное время в пути 1.5 часа. Стоимость проезда примерно 250 рублей.
Вариант №2. На автомобиле из любой точки города. После КАД двигаться по трассе М10 до г. Любань. Время в пути 1.5часа, сильно зависит от обстановки на дорогах в городе. Стоимость поездки зависит от марки машины, количества человек и актуальной стоимости топлива.
Варианты отъезда аналогичны вариантам подъезда. От станции Кириши в сторону СПб следуют электрички. Стоимость проезда примерно 350 рублей.
На автомобиле от г. Кириши двигаться по дороге 41А-006 до трассы М10, которая следует до СПб.
Аварийные выходы с маршрута
На всём протяжении маршрута проходят автодороги 41К-172, 41К-844, 41К-870, 49К-05, 41А-006, что позволяет в любой момент выйти с маршрута.
Сведения о районе прохождения маршрута
Тосненский район, где берёт начало река Тигода, расположен на юге Ленинградской области.
Часть маршрута захватывает Чудовский район Новгородской области. Также часть маршрута проходит по Киришскому района Ленинградской области.
Регион характеризуется разнообразным рельефом: здесь можно встретить как равнинные участки, так и холмистые местности.
Вдоль южной границы области протекает река Нева, а также множество мелких рек и озер, что делает регион привлекательным для любителей водного туризма.
Климат в южной части Ленинградской области умеренно-континентальный. Зимы здесь холодные и снежные, а лета — теплые и умеренно дождливые.
Природа южной части области удивительно разнообразна. Здесь расположены леса, поля, болота и водоемы. Леса состоят из хвойных и лиственных деревьев, что создает прекрасные условия для отдыха на природе.
В регионе обитают различные виды животных и птиц, что привлекает любителей экотуризма и наблюдения за природой.
Южная часть Ленинградской области богата историческими памятниками. Одним из наиболее известных является Гатчина с ее великолепным дворцом и парком, который был построен в XVIII веке для Екатерины II. Дворец Гатчины славится своей архитектурой и уникальными интерьерами.
График движения
День пути | Дата | Участок маршрута | Км |
1 | 01.05 | г.Любань – река Тигода – ур. Басино | 23 |
2 | 02.05 | р. Тигода ур. Басино – река Тигода ур. Федоровка | 34 |
3 | 03.05 | Р. Тигода ур. Басино – река Тигода ус. р. Посолка | 29 |
4 | 04.05 | Река Тигода ус. р. Посолка – р. Волхов – г. Кириши | 14 |
Итого активным способом передвижения 100 км (по карте)
Техническое прохождение маршрута
дата | день | Участок пути | Характеристика участка | км | Фото |
01.05 | 1 | Любань — река Тигода – руч Безымянный | От платформы до стапеля примерно 300 м. Проход по оборудованному пешеходному переходу через пути в конце платформы. Сборка лодок на берегу реки. Старт в 10-00. В пределах населенного пункта первые упавшие деревья на реке. Однако ширина реки позволяет обойти без сложностей. Берега реки завалены мусором, в воде встречаются пластиковый мусор, от воды неприятный запах. После Любани идёт сужение реки, часто встречаются завалы из деревьев, брёвен и крупных веток. Часть завалов обходили, маневрируя. Часть — притапливая брёвна. В нескольких случаях приходилось отпиливать вести для освобождения прохода. Один раз проводили лодку вдоль берега. | 12 | |
Река Тигода руч. Безымянный – р. Тигода ур. Басино | Обеденный перерыв организовали в 14-00 за линиями ЛЭП по левому берегу. Почва в том месте влажная, даже на высоких берегах. После 12 км река заметно расширяется, упавших деревьев немного меньше, но ширина реки позволяет обойти завал. Лес постепенно становится реже, появляются хвойные. Наблюдаются следы диких животных. Стоянка организована на левом берегу. Почва влажная, но удалось найти сухую полянку, на которой поместились восемь палаток. Ночью температура опускалась до нуля, утром наблюдался иней. Из-за высокого уровня воды отмеченные на карте перекаты не обнаружены. Течение ощутимое. | 11 | |||
2 | 02.05 | Река Тигода ур. Басино – р. Тигода Черёмная гора | Выход в 9-30. Примерно через 1.5 км перекаты. Берега местами низкие, заболоченные. Встречаются жилые постройки, не отмеченные на карте. Вода в реке немного чище, но всё ещё в воде пластиковый мусор. | 19 | |
Река Тигода Черёмная гора – вп. р. Равань | Обеденный перерыв организован в 13-00 за автомостом на 42 км. Встречаются жилые постройки, берега местами без леса. Стоянка в 17-00 организована чуть дальше, чем планировалось, так как на следующий день прогнозировалась дождливая погода и участники группы предложили пройти ещё пару километров по сухой и солнечной погоде. Место под стоянку выбрано на правом берегу. Берег высокий, но поляна позволила поставить палатки. Встречаются следы диких животных. Отмеченные перекаты на карте ощутимы. | 16 | |||
3 | 03.05 | Река Тигода вп р. Равань – жд мост д. Кусино | Выход 9-00. Через 350 м от места стоянки впадает река Равань, ширина реки увеличивается. В лесах увеличивается количество хвойных. Примерно через 15 км от места начала третьего дна по обоим берегам множество мест, удобных для стоянок. Наблюдаются удобные подходы для причаливания, поляны. Встречаются оборудованные стоянки, не отмеченные ранее на карте. Часа через два с момента выхода начался дождь, гроза с молниями, град. Так как грозу с молниями пережидали на берегу, решили, что обед в 15-00 сделаем позже, возле ДОТа в д. Кусино. | 24 | |
Река Тигода жд мост д. Кусино – река Тигода, р. Посолка | После д. Кусино река широкая. Поднялся сильный встречный и боковой ветер. На карте отмечены несколько стоянок перед впадением Тигоды в Волхов. Так как были выходные и недалеко до г. Кириши, решили смотреть первую к нам отмеченную стоянку. Берега со светлым лесом. Имеются дрова. Стоянка сразу после реки Посолка организованная, загрязненная. Проведена уборка стоянки от видимого мусора. Наблюдаются следы диких животных. Вечером проезжали моторные лодки как в одну сторону, так и в другую. | 4 | |||
4 | 04.05. | Р. Тигода р. Посолка – р. Волхов г. Кириши | Выход в 9-00. Вышли рано, так как поднимался ветер. Место, где река Тигода впадает в р. Волхов заметно с воды метрах в 50. Наблюдается разница в цвете воды, рябь на поверхности. При прохождении линии впадения не было каких-либо ощутимых сложностей. На р. Волхов был сильный ветер, меняющий направление с бокового на встречный. Берега местами с густым лесом, завалами, местами с редким светлым лесом и возможностью чалки. В начале города река широкая, встречный ветер замедлял движение. Точка финиша перед а/м мостом в Прибрежном парке. Берег удобный для причаливания. Недалеко остановка общественного транспорта до ж/д вокзала. В майские праздники не работали точки общепита в парке. Магазины примерно в 400-500 метрах. На автомобиле доехали до вокзала. Время ожидания ближайшей электрички примерно полтора часа. | 14 |
Техническое описание препятствий маршрута
В силу достаточного высокого уровня воды препятствий (порогов, шивер) на реке не наблюдалось. Все имеющиеся препятствия были однотипными.
Фото перекатов для общего представления характера реки
Перекаты 24.5 км пути. Перекат на S-образном участке реки, протяженностью 200 метров. Просматриваются с воды, проходится без осмотра. Маневрирование по течению. Страховка с воды.
Перекат 26 км. Образован сужением и небольшим поворотом реки. Из-за высокого уровня воды не представляет сложности. Просматривается с воды. Страховка с воды.
Перекат 26.5 км. Образован сужением и небольшим поворотом реки. Просматривается с воды. Страховка с воды.
Порог 57 км. Образован поворотом, островком и сужением реки. Видимые валы. Требует маневрирования. Проходится по струе. Просматривается с воды. Страховка с воды.
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
Потенциально опасные участки нашего маршрута – это мосты и завалы из деревьев.
Перед приближением к мостам внимательно просматривали состояние реки.
Определяющие препятствия на данном маршруте мало описаны, поэтому при приближении к ним место осматривалось.
Также потенциальную опасность представляют дикие животные на данной местности. Для этого внимательно осматривались места стоянок на предмет следов жизнедеятельности, меток животных. При осмотрах местности были отмечены следы лосей и кабанов.
Также перед выходом на маршрут мониторилась эпидемиологическая обстановка и активность клещей. В состав общественного снаряжения было включено средство от клещей.
Дополнительные сведения о походе
Материальное оснащение группы
№ | Наименование | Количество | Вес, кг |
1 | Байдарка 1м | 5 | 85 |
2 | Байдарка 2м | 2 | 32 |
3 | Пакрафт | 1 | 3,5 |
4 | Спасконец | 2 | 0,5 |
5 | Радиостанция | 2 | 1 |
Материальное специальное оснащение личное
№ | Наименование | Количество | Вес, кг |
1 | Спасжилет | 1 | 0.5 |
2 | Каска | 1 | 0.5 |
3 | Весло | 1 | 1.0 |
4 | Средства связи | 1 | 0.2 |
Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств
На одного человека | На группу 10 человек | |
Аптечка | 180 | 1800 |
Ремнабор
| 20 | 200 |
Питание
| 2600 | 26000 |
Проезд к месту старта на электропоезде
| 250+350 | 6000 |
Страховка | 250 | 2500 |
Итого | 3650 | 36500 |
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
- Маршрут пройден с соблюдением плана движения. По пути не возникло нерешаемых сложностей.
- Все участники проявили себя как дисциплинированные, ответственные, подготовленные туристы.
- Маршрут рекомендован для начинающих туристов.
- Вдоль маршрута проходят населённые пункты, мосты, автомобильные дороги, что делает возможным аварийный выход практически на всём протяжении маршрута. Мобильная связь по большей части пути имеется. Стоит свериться с картой покрытия мобильной связью на момент планирования похода.
- При подготовке к маршруту стоит учитывать уровень воды, либо менять точку старта, так как на первых 12 км маршрута завалы, образованные деревьями, при низком уровне воды проход на байдарках в некоторых местах очень затруднителен, или невозможен.
- При подготовке группового снаряжения стоит включить пилу для освобождения прохода от завалов для прохождения плавсредств по реке.
Смотрите так же: |
Школа спортивного туризма «Путники» объявляет набор на весну 2026 |