Отчёт о походе по горе Воттоваара и оз. Пизанец

Отчёт о походе по горе Воттоваара, озеро Пизанец 2022

Содержание

Отчёт о походе по горе Воттоваара и озеру Пизанец

 

Проводящая организация

Поход был организован и проведён независимой группой туристов из города Санкт-Петербурга.

Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив

Поход проходил на территории Республики Карелия (Муезерский и Суоярвский районы) в Российской Федерации.

Общие справочные сведения о маршруте и группе:

Вид туризмаКатегория сложностиПротяженность активной части походаПродолжительность

Общая      Ходовых дней

Сроки проведения
пешийпервая104 км8610.06-17.06.22

Группа из 5 (пяти) человек.

Подробная нитка маршрута

г.Санкт-Петербург – г.Петрозаводск – дер. Гумарино – р. Чёрная – оз. Нижний Мярат – оз. Верхний Мярат – озеро Пизанец – оз. Верхнее Хейнилампи – оз. Отикаллампи – оз. Метчаянгъярви – гора Воттоваара – дер. Гимолы – г.Санкт-Петербург

Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов

Схема маршрута Воттоваара - Пизанец

Смотрите так же:

Гора Воттоваара, озеро Пизанец на топографической карте (!:100000)

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствияКатегория сложностиХарактеристика препятствияСпособ прохождения
Переправан/кПереход ручья между озёрами Гейнилампи и Верхним Хейнилампи по созданному настилу из брёвенПешком
Переправан/кПереход вброд заболоченного участка ручья в северной части оз.ОтикаллампиПешком
Переправан/кПереход вброд ручья на озере МетчаянгъярвиПешком
Переправан/кПереход вброд заболоченного участка заболоченного участка на отрезке дороги гора Воттоваара – посёлок ГимолыПешком

Расчет баллов набранных категорируемым маршрутом

Продолжительность маршрута (T) = 6 дней.
Протяженность маршрута (Lмар) = 104 км.

Баллы за локальные препятствия (ЛП):
— переправа н/к – 4 шт./ 2 балла;
Итого ЛПб=2 балла.
Итого ППор=12 баллов (из таблицы).

Количество баллов за протяженные препятствия категорируемого маршрута:
ППб=Кт×ППор × (Lмар/L)
Кт=0,30 (Республика Карелия)
Т.е. ППб =0,30×12×(104/100)=3,74 балла

Коэффициент перепада высот:
К=1+ΔН/В =1+2,023 /12=1,17
где ΔН – перепад высот на маршруте (км),
В=12 км – стандартный коэффициент.

Общая интегральная оценка категорируемого маршрута за район:
Рб=Г х К х А

Географический показатель района (Г) =6 баллов
Коэффициент автономности (А) = 1
Т.е. Рб=6 х1,17 х1=7,02 балла

Общее количество баллов, набранных категорируемым маршрутом, определяем по формуле КСб=ЛПб+ ППб + Рб
КСб=2+ 3,74 + 7,02 =12,76 балла,
что попадает в необходимый диапазон 7-20 баллов для маршрута 1 категории сложности.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

Общая идея похода

Основная идея заключалась в получении начального опыта прохождения пеших походов, с целью дальнейшего роста и возможности участвовать в походах более высоких категорий сложности. При выборе маршрута для похода группа руководствовалась следующими критериями:

— Маршрут должен быть первой категории сложности
— Удобство заброски и выброски с целью экономии времени и средств
— Препятствия должны соответствовать походу первой категории сложности
— Наличие нескольких аварийных выходов с маршрута, ввиду малого опыта участников
— Относительная техническая сложность маршрута для тренировки навыков для последующего участия в более сложных походах.

Стратегия и тактика похода: для решения поставленных задач был составлен и четко выполнялся план подготовки. Были распределены обязанности в группе, собрана необходимая информация в Интернете, а также проведены несколько подготовительных ПВД

Варианты подъезда и отъезда

Заброска
— поезд г.Санкт-Петербург– г.Петрозаводск (время в пути 7ч 30м)

Посмотреть наличие актуальных билетов Санкт-Петербург — Петрозаводск (яндекс-путешествия)

— микроавтобус г.Петрозаводск – д.Гумарино (время в пути 4ч 20м)

Выброска
— поезд ст.Гимольская – г.Санкт-Петербург (время в пути 10ч 52м)

Посмотреть наличие актуальных билетов Гимолы — Санкт-Петербург (яндекс-путешествия)

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Почти на всей протяженности маршрут пролегает по старым лесным дорогам. Присутствует несколько аварийных выходов: п.Сельги, п.Гимолы, п.Гумарино, д.Суккозеро. Мобильная связь на маршруте только вблизи населенных пунктов.

Круглосуточный телефон МЧС по Республике Карелия:
8(814-2)78-28-51

Изменения маршрута и их причины

Маршрут был пройден без изменений.

Техническое описание прохождения группой маршрута

День 1 — 10.06 – пятница
23:00 — встреча группы на Ладожском вокзале
23:20 — отправление поезда с Ладожского вокзала.
День 2 — 11.06 – суббота – 13,5 км
06:50 — прибытие поезда в г.Петрозаводск
07:00 – выезд на микроавтобусе от ж/д вокзала г.Петрозаводска до д.Гумарино.
11:20 – прибыли в д.Гумарино. Перекус и распределение группового снаряжения и продуктов.

Гумарино. Перераспределение снаряжения и продуктов
Гумарино. Перераспределение снаряжения и продуктов

12:00 – выход на маршрут. Двигались по хорошо раскатанной грунтовой дороге. Погода солнечная и тёплая. Ввиду множества комаров и мошек активно пользовались репеллентами. Первый день разминочный, поэтому было заложено всего 12 км.

Мост, река Чёрная
Мост, река Чёрная

17:15 – недалеко от дороги, на восточной оконечности озера Хаугъярви была организована стоянка
19:00 – ужин
22:00 – отбой

День 3 — 12.06 – воскресенье – 17,5 км
09:00 – подъем
10:00 – завтрак
11:00 – выход на маршрут. Продолжили движение по хорошей грунтовой дороге. Местность достаточно равнинная с небольшими перепадами высот. Пересекли речку Калмунга по деревянному мосту.

Вдоль дороги расположено множество безымянных небольших лесных озёр. Видно, что большинство из них с каждым годом заболачиваются всё больше. Из за этого выход к воде затруднён. Тем не менее, на этом участке пути по большей части сосновый бор. Поэтому организация стоянки возможна практически в любом месте.

Мост, река Калмунга
Мост, река Калмунга

15:15 – обед организовали на небольшой ламбе, на старой рыбацкой стоянке

Обед на безымянной ламбе

19:00 – рядом с одной из ламб расположенных вдоль дороги была организована стоянка. На месте старой вырубки.

20:20 – ужин
22:00 – отбой

День 4 — 13.06 – понедельник – 23,5 км
9:00 – подъем
10:00 – завтрак
11:30 – выход на маршрут. Продолжили движение по хорошей грунтовой дороге.

Дорога на подходе к озеру Пизанец
Дорога на подходе к озеру Пизанец

Перепады высот при подходе к озеру Пизанец увеличиваются. Свернули с хорошей грунтовой дороги на каменистую подьездную дорогу на озеро Пизанец. Вышли на смотровую площадку в южной оконечности Пизанца.

Вдоль южной оконечности озера есть несколько оборудованных стоянок. Но выход к воде очень сложен. Юго-восточный берег озера образован практически отвесными скалами. Есть тропинки вниз к озеру. Но двигаться по ним лучше с использованием специального альпинистского снаряжения.

Озеро Пизанец со смотровой площадки
Озеро Пизанец со смотровой площадки

От южной оконечности озера Пизанец взяли азимут на юго-запад с целью выйти на лесную дорогу, протянувшуюся с юго-востока на северо-запад в районе оз.Ковералампи. Прошли через смешанный лес, местами заболоченный. Перепад высот не большой, до 50 м.

15:15 – обед организовали у оз.Гейнилампи, на старой рыбацкой стоянке.

Брод по остаткам настила из бревен между оз.Гейнилампи и оз.Верх.Хейнилампи
Брод по остаткам настила из бревен между озером Гейнилампи и озером Верхним Хейнилампи

16:30 – преодолели ручей, соединяющий оз.Гейнилампи и оз.Верх.Хейнилампи по остаткам настила из брёвен.

17:45 – преодолели заболоченный участок дороги около ручья впадающего в северную часть оз.Отикаллампи.

Брод заболоченного участка в северной части оз.Отикаллампи
Брод заболоченного участка в северной части оз.Отикаллампи

19:15 – организовали стоянку с западной стороны оз.Отикаллампи

20:30 – ужин
22:00 – отбой

День 5 — 14.06 – вторник – 16,5 км
9:00 – подъём
10:00 – завтрак
11:00 – выход на маршрут. Продолжили движение по заброшенной лесной дороге. В районе озера Метчаянгъярви вышли на хорошую лесную дорогу. Здесь было встречено несколько автомобилей и несколько палаточных лагерей.

Местность достаточно равнинная, сосновый бор. На северной оконечности озера Метчаянгъярви прошли хороший автомобильный мост и снова свернули на заброшенную лесную дорогу. Неоднократно встречали достаточно свежие медвежие и лосиные экскременты.

12:30 – брод разлившегося участка на северной оконечности озера Метчаянгъярви. На дне сохранились опоры деревянного моста. В данном месте дорога проходит в один уровень с окружающими озёрами. Любое повышение уровня воды затапливает дорогу.

Брод разлившихся озёр на севере оз.Метчаянгъярви
Брод разлившихся озёр на севере озера Метчаянгъярви

15:45 – обед организовали на дороге, как на более продуваемом месте
19:15 – Так как не нашли достаточно ровной поляны, то организовали стоянку на заброшенной лесной дороге вблизи озера Еконлампи. Видно, что этой лесной дорогой не пользовались уже много лет.

День 6 — 15.06 –среда – 20,5 км
08:00 – подъём
09:00 – завтрак
10:00 – выход на маршрут. Продолжили движение по заросшей лесной дороге. Резкое ухудшение погодных условий: низкая облачность, дождь. Главный плюс такой погоды – уменьшение количества кровососущих насекомых.

14:30 – гора Воттоваара: выход к подножию с северной стороны.

Подъём достаточно пологий. Но из за непрекращающегося дождя тропинки и дороги размыты. С выходом на вершину резкое усиление ветра и проливной дождь. Из за резкого ухудшения погоды решили не осматривать местные достопримечательности.

Обед решили устроить после спуска с горы. Движение по размытым лесным тропинкам. Последние 400 метров спуска достаточно крутые: 45-60 градусов. На пути встречено несколько групп туристов.

Вершина горы Воттоваара
Гора Воттоваара — вершина

16:00 – гора Воттоваара: обед.
Далее продолжили движение по размытой грунтовой дороге. Дорога проходит в один уровень с окружающими её болотами, поэтому неоднократно пересекали обширные и глубокие лужи, ручьи.
18:30 – организована стоянка на реке Тяжа. Река очень мелкая и заросшая. С трудом набирали воду с моста.
19:30 – ужин
22:00 – отбой

Заболоченная дорога Гимолы - Воттоваара
Заболоченная дорога Гимолы — гора Воттоваара

День 7 — 16.06 –четверг – 12,5 км
09:00 – подъём
10:00 – завтрак
12:00 – выход на маршрут. Продолжили движение по размытой грунтовой дороге. Пасмурно. В течении всего дня мелкий моросящий дождь. Ветра почти нет.

16:00 – пришли в посёлок Гимолы

17:00 – дошли до ж/д станции Гимольская. Так как станция находится в лесу, то здесь обустроили временную стоянку в ожидании поезда в 02:17. Обед и ужин устроили здесь.

День 8 — 17.06 –пятница
02:17 – отправление на поезде ст.Гимольская – Санкт-Петербург
Конец маршрута

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

1) Тропы вдоль озера Пизанец, проходящие по вершине отвесных скал, в условиях непогоды (дождь, туман, снег)
2) Тропа на южном склоне горы Воттоваара в условиях непогоды (дождь, туман, снег)
3) Дикие животные (в частности медведи) на территории между озером Пизанец и горой Воттоваара

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте

Гора Воттоваара – популярный туристский объект, ландшафтный памятник природы. Известна своим необычным ландшафтом, резко отличающимся от окружающей местности. Так же примечательны каменные объекты (так называемые сейды) расположенные на вершине.

Читайте так же:

Гора Воттоваара: как добраться, сейды на карте, координаты достопримечательностей

Существуют несколько теорий их происхождения.

Научная – согласно которой подобные объекты сформированы движением ледника, с последующими процессами выветривания и вымывания грунта.

Саамская теория – согласна которой гора была своего рода храмом, на которой народ саамов сооружал сейды («священные объекты»).

Уфологическая теория – связана с внеземным происхождением каменных объектов.

Озеро Пизанец – представляющее собой древний тектонический разлом. Образованное скалами высотой до 40 м. Является памятником природы.

Деревня Старые Гимолы – историческое поселение, впервые упоминающееся в 1587-1588 гг.

Дополнительные сведения о походе

Географическая и климатическая характеристика района
Маршрут проходил по территории Суоярвского и Муезерского районов Республики Карелия.
Климат Республики Карелия мягкий с обилием осадков. Меняется по территории республики от морского к умеренно-континентальному.

Зима снежная, обычно без сильных морозов. Лето непродолжительное и тёплое, обычно с большим количеством осадков.

Основной рельеф – холмистая равнина, переходящая на западе в Западно-Карельскую возвышенность.
Район находиться в зоне избыточного увлажнения. С конца мая до середины августа наблюдаются белые ночи.

Особенности общественного и личного снаряжения
Для фото и видеосъёмки использовались мобильные телефоны, однако погодные условия не всегда позволяли их использовать.
Для навигации по маршруту использовалась топографическая карта (масштаб 1:100000) с отмеченными точками основных препятствий и возможными местами стоянок и мобильное приложение maps.me

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

— Стоимость средств передвижений – поезд 2000 руб/чел (заброска и выброска), микроавтобус 2000 руб/чел
— Общественное снаряжение личное
— Личное снаряжение у каждого участника собственное.
— Раскладка была составлена из расчета двух горячих приготовлений пищи (завтрак, ужин), перекус (обед), карманное питание в виде сухого пайка (орехи, сухофрукты, энергетические батончики и т.д.). Приготовление пищи осуществлялось на дровах, проблем с их наличием на стоянках не возникало.
Питание на маршруте (5 человек, 6 дней) – 12000 руб.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

В итоге, выбранная стратегия прохождения похода и состав группы оказались удачны, маршрут был пройден в полном составе без происшествий.

 

Маршрут рекомендуется в качестве спортивного похода. Отдельные отрезки пути рекомендуются в качестве ПВД. (посёлок Гимолы – гора Воттоваара; посёлок Гумарино – озеро Пизанец)
При прохождении маршрута в начале лета (май, июнь) необходим запас репеллентов и москитные сетки.

Рекомендуется внимательно отнестись к скалистым и заболоченным участкам маршрута, которые не всегда отмечены на картах. Необходимо обратить внимание на выбор обуви для похода, желательно иметь для самостраховки треккинговые палки.

Сайт для работы с картами и треками

Самый удобный сайт для работы с картами и треками nakarte.me

Трек похода на Гугл-картах

 

Читайте так же:

Отчёты о походах

3 619 просмотров