Лоция реки Кереть
*условные обозначения
- П (1, 2….. 15) — номер препятствия
- КС — категория сложности препятствия (среднее значение, зависит от уровня воды в реке)
- ПБ и ЛБ (правый и левый берег)
Смотрите так же: |
Техническое описание маршрута по реке Кереть
Место стапеля на реке Кереть — ЛБ протоки из оз. Нюкки в оз. Петриярви (Тетерев-озеро). Мест для палаток достаточно много. Удобные поляны для сборки судов. Дров достаточно в 100 м. Но довольно оживленное место, в виду того, что расположено рядом с дорогой.
Вниз по течению реки Кереть — ж/д мост в 500м. Перед ним остатки опор старого моста. Проход по центру. Сразу же после ж/д моста (конец протоки и вход в оз. Петриярви) остатки плотины, проход по центру. По озеру Петриярви идем вдоль северного берега.
Из оз. Петриярви в оз. Нижняя Ламба ведет протока, в конце которой длинный остров, разбивающий поток на два рукава. Основной — левый. В нем порожек, скорее даже перекат.
П-1. 1 к.с., протяженность около 0,3 км. Ориентир: остров. Возможен проход без осмотра. Порог представляет собой простой перекат с ярко выраженной основной струей. Много камней. На выходе сужение до 15 м.
Выход из озера Нижняя Ламба хорошо просматривается с воды. Через 0,5 км протока поворачивает налево. Через 0,9 км после поворота – порог П2.
П-2. «Щелевой», 2 к.с., протяженность 0,5 км. Ярко выраженных ориентиров нет. Осмотр ЛБ. 2 ступени, разделенные участком спокойной воды. Первая ступень — крутопадающая шивера с мощной, неочевидной струей и беспорядочно разбросанными камнями.
Необходимо активное маневрирование. Вторая ступень — узкий слив с ЛП и двумя бочками (на входе и на выходе), далее – гребенка валов, уходящая в плес.
В 0,5 км ниже П-2 на ПБ триангуляционная вышка, а после поворота вправо — порог «Кривой-1».
П-3. «Кривой-1», 2 к.с., протяженность 0,4 км. Ориентир — навал бревен на ЛБ. Осмотр с ПБ. Шивера с четырьмя поворотами. Много камней, сложный судовой ход (валы до 0,6м). На третьем повороте завал на ЛБ и прижим к нему. После шиверы около 50 м спокойной воды и короткая вторая ступень — подводная каменная гряда с надводными выходами и свалом струи от ПБ к ЛБ.
Через 1-1.5 км — оз. Долгое. Войдя в озеро надо идти на 3апад до острова, обходить остров слева и, миновав избу, вновь взять курс на 3апад. Протоку из оз. Долгое в оз. Керчуг запирает порог Керчуг.
П-4. «Керчуг», 1-2 к.с., длина 100м. Ориентир — резкое сужение протоки с 40 до 15 м. Осмотр с ЛБ. Порог представляет собой короткую (около 50м) мощную с множеством камней шиверу (валы до 0,5м). Судовой ход сложный. Падение не менее 1,5м.
Войдя в оз. Керчуг, двигаться около 1,5км, держась правого по ходу берега. В конце на высоком острове оборудованная стоянка. После разлива протока тянется около 1,5км в живописнейших скальных берегах и впадает в узкое длинное озеро Травяное.
Озеро тянется неширокой (около 0,5км) лентой и имеет два ярко выраженных сужения. После второго сужения — большой остров. Далее следует небольшое озеро Нижняя Ламбина. Из озера выводит неширокая (около 15 м) глубокая протока на юг, в которую через 1,5 км впадает протока из оз. Кривасозеро.
Место впадения отследить сложно, т.к. протока совершенно заросла и выглядит болотистым участком. Вскоре Кереть разольется озером Варламовым треугольной формы. Если держаться ЛБ, то через 0,5 км выйдешь из озера. Через 0,5 км следующий порог.
П-5, 1 к.с., протяженность 0,4 км. Ориентир — резкое сужение русла. Возможен проход без осмотра. Порог состоит их двух ступеней, разделенных 70-метровым участком почти стоячей воды. Первая ступень — очень простая, забитая камнями со слабой струей шивера.
Вторая ступень — крутопадающая шивера с плохо различимым с воды обливняком на выходе по центру основной струи. Валы и бочки до 0,5 м. Через 2,5-3 км спокойного участка – порог.
П-6, «Белый клык», 2 к.с., протяженность 1,1 км. Ориентир: большие, издали заметные камни в сужении русла. Осмотр с ПБ; возможен проход без осмотра. Порог представляет собой серию из четырех шивер, разделенных участками спокойной воды.
В самом конце порога два валуна в основной струе, обходить слева. За П-6 на высоком ЛБ хорошее место стоянки. Метров через 300 за П-6 следующий порог.
П-7. «Мураш», 3 к.с., протяженность 0,7 км. Ярко выраженных характерных ориентиров нет. Ориентиром может служить гряда надводных камней, отходящих от ЛБ в вершине ЛП, но это ориентир — не из надежных, поскольку предшествующий километровый порог изобилует такими грядами.
Четкий ориентир — стоянка на высоком ЛБ за П-6. Первая ступень — входная слабая шивера. Вторая ступень — короткий слив с плиты высотой 0,6 м под ПБ, по центру бочка 0,7м — прямой крутой вал высотой 0,7-0,8 м, далее быстроток, подводные камни.
ЛБ — ряжевая стенка. Сужение русла до 15 м. В конце ступени, перед ЛП на 90° — большое улово у ПБ. Третья ступень: 350-метровая трековая шивера, с ПП на 90° в середине. Сужение русла в скальном коридоре до 18 м. Движение по центру , затем правее центра (валы и бочки до 0,5м).
Прижим к ЛБ в районе поворота — несильный. Перед поворотом — слив с плиты 0,6м и невысокий косой вал 0,6 м. После поворота — сложный судовой ход, камни в русле, необходимость ухода от гряды у ЛБ, на которую сильно наваливает струей.
Два камня на выходе замаскированы стояками, сразу за ними обливняк у ЛБ. За порогом хорошая стоянка на ПБ.
Ниже «Мураша» через примерно 1,5 км сплава по спокойной воде озеро Новое. На озере надо идти от одного мыса с правого восточного берега до другого, а от него — до третьего. За третьим мысом ВБ — выход из озера. Хорошая стоянка на третьем по счёту мысу. Через два с небольшим километра сплава по реке – порог.
Смотрите так же: |
П-8, «Сухой», 1 к.с., протяженность 1,5 км. Хорошо виден издали как нагромождение в русле множества больших камней. Осмотр не нужен. Порог представляет собой очень простую из-за слабого течения шиверу.
Через первые 0,5 км сплава по порогу большой остров (на двухкилометровке не отмечен, на километровке генштаба — две черточки : сразу за островом и через 1 км.) разобьет русло на два рукава. Правый поглубже.
Через 1 км от начала порога над рекой а/м мост трассы СПб-Мурманск. После моста уклон несколько возрастает, мелководная шивера еще 600 м. Ниже порога реку пересечет ЛЭП, а через 2,8 км река впадет в озеро Осиновое.
В конце озера на ЛБ дома, раньше была лесобиржа, сейчас, похоже, дачи, от этого места хорошо виден ж/д мост. После моста реку пересекут одна за другой две ЛЭП. Через 0,4 км ниже последней река расширится с 30 до 60 м; в начале расширения остров (на двухкилометровке не показан), проходимы обе протоки. Через 1,5 км снова остров и начало порога (основная протока правая).
П-9. «Кривой-2», 1-2 к.с., протяженность 0,4 км. Ориентир — остров. Возможен проход без осмотра. Порог представляет собой несложную S-образную шиверу. Основные камни на выходе. Проходы легко читаются с воды. Валы до 0,4 м, нужно маневрировать между обливными камнями.
Порог заканчивается разливом озера Кривое. Даже на километровке генштаба не обозначен, там в этом месте разрушенный мост. Порог заканчивается разливом в оз. Кривое. Войдя в озеро идти почти прямо на север, правее острова.
Покинув оз. Кривое, Кереть плавно повернет на В-СВ. После завершения поворота — несколько островов (держаться ЛБ), и через 0,3 км после последнего острова – порог.
П-10. «Долгий», 2 к.с., в большую воду, может, — 3 к.с., протяженность 3,2 км. Рекомендуемые осмотры: вход в порог (чалки непосредственно перед порогом), плита в районе второго острова (чалка перед 2-м островом).
Препятствие представляет собой длинную шиверу с небольшим уклоном, на протяжении которой река преодолевает несколько ярко выраженных плит. Первая плита — вход в порог — самая сложная часть препятствия.
Она перегораживает всю реку, поднимаясь над водой островом, смещенным к ПБ. Правая протока круто падающая, мощная, слив — ступенька до 1 м. Левая протока проходима под ЛБ. Слив — длинный пологий, перепад — около метра.
Вторая ярко выраженная плита — в районе второго острова: правая протока непроходима из-за мелководности, в левой — длинный слив, высота которого около 0,5 м.
Третья плита спускается под углом 45° от ЛБ к ПБ и имеет надводный выход (остров). Левобережное начало плиты приходится на середину расстояния между островами.
Проходима под ЛБ. Ниже этих плит будут еще две, но преодоление их не составляет проблем. Ниже третьей плиты шивера становится мелкой, но в основных сливах воды хватало. На и за порогом – стоянки.
Через 0,5 км от места стоянки — остров (проходимы обе протоки) и вскоре после него река поворачивает на Ю. В месте поворота остров. Сразу за ним П11.
П-11. 1 к.с., протяженность 0,8 км, порожек, проходимый правой протокой.
Вскоре после длинного острова, река повернет на В, затем на СВ.
Впереди на ПП перед резким ЛП каменный «лоб», от которого по ЛБ уходит тропа. Имеет смысл зачалиться у лба и прогуляться по тропе – впереди «Варацкий».
П-12. !!!«Варацкий», 3 к.с., протяженность 1,2 км. Самый сложный порог на реке Кереть. Ориентир: конец абсолютно прямого километрового прогонного участка. Резкое повышение ЛБ, характерные скальные выходы слева. Осмотр с ЛБ, с ПБ и с острова. Порог состоит из трех ступеней. Первая — простая, глубокая входная шивера. Валы по центру до 0,4м. Вторая — надводная плита через всю реку; трещины разбивают ее на четыре острова, три из них выстроены в ряд от ЛБ к ПБ, а четвертый образует с третьим колонну, вытянутую вдоль ПБ. |
Между ПБ и островами рукав, мелководен и требует проводки судов — в зависимости от уровня воды. Протоки между 2-м и 1-м островами и ЛБ в нашу воду были непроходимы из-за маловодности. Основная протока между 2-м и 3-м островами.
В ней косой, водопадный слив под 2-м островом, 2 косых вала 0,6 м и бочка 0,8 м, короткий слив под 3-м. Высота в пределах 0,7-0,9 м. Через несколько метров большой подводный камень в небольшой бочке (с воды не виден) обходить слева.
Наиболее интересный (и довольно сложный) участок порога – слив у острова. То есть, сам слив — вполне нормальный, хотя и – мощный с поворотом. Но в него нужно попасть. Струя у острова тащит сильно влево от слива, нужно пересечь струю и войти в улово островом. Для не очень опытных экипажей это довольно сложный маневр.
Третья ступень — сильная выходная шивера, которая начинается сразу же после нескольких островов. Валы и бочки до 0,7 м по всей ширине русла, много камней. Протяженность шиверы более 0,6 км. Ближе к концу шиверы а/м высокий мост, за ним мелководная шивера 150 м.
В 0,4 км ниже пор. Варацкий начинается полукилометровый участок островов. Проходим между островами и ПБ. Через 1 км река впадает в оз. Варацкое. Справа по ходу остров со скалами до 15 м. Хорошая стоянка, но очень высоко. Ориентирование на озере проблем не составляет: надо идти от западной оконечности первого острова северо-восток оставляя второй справа. Выход из озера хорошо виден. На выходе из озера порог.
П-13. «Карешка», 1-2 к.с., протяженность 0,2 км. Без просмотра, представляет собой очень слабую шиверу, включающую в себя длинный невысокий (0,25 м) слив с плиты, перегораживающей всю реку в середине порога. Через 0,3 км от конца порога над рекой ЛЭП, провода над водой высоко.
Ниже ЛЭП река начинает постепенно расширяться, превращаясь в неширокое (до 0,2 км) вытянутое на В-СВ озерцо. По нему следует идти, держась ЛБ, чтобы не пропустить выход из озера, через 1 км после ЛЭП река уйдет протокой из озера в направлении на север. Вход в протоку — вход в порог Краснобыстрый.
П-14. «Краснобыстрый», 3 к.с., протяженность 0,4 км. Ориентир — характерный шум воды. Стоянка на ПБ. Осмотр по ЛБ. Порог образован шестью последовательно расположенными плитами. К первой плите ведет простая 200-метровая шивера. После последней плиты выходная средней сложности 100-метровая шивера.
Сливы с плит расположены в шахматном порядке. Три последних слива идут каскадом, переходя друг в друга; падение на этом участке около 1,3 м. После входной шиверы слив под ЛБ с валом 0,4м и пенной бочкой 0,5м. Ближе к ПБ — второстепенный мелководный слив с бочкой 0,6 м., потом 80 м быстротока, затем небольшая бочка ближе к ЛБ 0,7 м.
За ней навал на валун под ЛБ и второй слив через каменную гряду от ЛБ к центру 0,7 м. На выходе валы по центру до 0,5 м, справа и слева мелко.
Через 0,5 км после П-14 — большой остров. Идем правой протокой, вскоре после острова река разливается – озеро Масляное. Через 1,3 км сплава по озеру островок, который лучше оставлять справа. Сразу же за этим островом еще один. В протоке между этим островом и ПБ — порог.
П-15. 1-2 к.с., протяженность 0,4 км. Ориентир: остров. Осмотр с острова или ПБ. Порог представляет собой крутопадающую шиверу. Наиболее сложная ее часть — средняя: сужение русла с 35 до 15-20 м приводит к резкому ускорению потока. Валы до 0,5 м.
На карте эта шивера названа порогом «Масляный». Но у туристов чаще «Масляный» это – П-17, и расположен он несколько ниже, не будем отходить от традиции. А шивера П-15 очень даже неплохая. На повороте отлично умывает косыми валами, а на выходе требуется точный маневр влево от множества камней в центре и у ПБ, на которые несет струя.
Через 0,5 км после П-15 — не обозначенный на карте порог-перекат.
П-16. 1-2 к.с., протяженность около 60 м. Представляет собой простую шиверу, осмотра не требует, ярко выраженных ориентиров не имеет .
Через 0,35 км ЛЭП, остров и в левой протоке (впрочем, правая так заросла, что ее, можно сказать, и нет) порог.
П-17. «Масляный», 2 к.с., протяженность 0,35 км. Ориентир: ЛЭП перед порогом. Желателен осмотр. Порог представляет собой простую шиверу, но в середине через всю реку плита, с нее водопадный очень мелкий слив высотой около 0,5 м. Проход возможен под ПБ по сливу в трещине плиты.
В большую воду возможно прохождение по центру и ближе к ЛБ. Заход осложнен подводными мелкосидящими камнями. На выходе очень мелко. Основной рукав — правый. В нем порог.
П-18. 1-2 к.с., протяженность 0,8 км. Ориентир: остров. Осмотра не требует. Порог представляет собой простую длинную шиверу, внутри которой два коротких участка спокойной воды. Через 0,5 км после шиверы — порог.
П-19. «Павловский», 1 к.с.,- простой перекат, протяженность 0,35 км. Ориентир: остров. Возможен проход без осмотра. Порог представляет собой несложную шиверу с ярко выраженными основными сливами. Валы до 0,5 м. Остров находится уже внутри порога. Проход возможен обоими рукавами.
Через 1,1 км снова порог. Приток перед ним отследить сложно, т.к. с воды он смотрится болотистым участком берега.
П-20. «Колупаевский», 2 к.с., протяженность 1,2 км. Ориентир: река входит в скальное ущелье. Осмотр ЛБ. Порог представляет собой длинную S-образную шиверу. В начале валы до 0,6 м, сужение русла и много камней, затем уклон увеличивается, русло расширяется и идет слаломный участок.
В конце этого участка — остров. На нем хорошая стоянка, есть баня, но дров нет. Перед островом, в правой протоке и ниже острова течение слабее, но становится мелко.
За островом по ЛБ ровный луг.
Через 0,3 км после порога – а/м мост дороги Чкаловский-Плотина. Под мостом — короткий порожек. За мостом справа впадает река Лоукса.
П-21. 1 к.с. , протяженность 10 м. Это небольшая пенная бочка 0,6м, шириной 2 м по центру реки. Легко обходится слева и справа. Через 1 км после авто/моста – порог.
П-22. «Кривой-3», 2 к.с., протяженность 0,65 км. Ориентир — шум воды. Желателен осмотр входа в порог обоими берегами. На входе в порог две параллельно расположенные подводные плиты через всю реку на расстоянии около 30 м друг за другом. Вторая плита имеет надводный выход в виде каменного острова. Основные сливы смещены к ПБ.
Основной слив со второй плиты высотой 0,7 м, за ним пенная бочка 0,7 м. Далее идет шивера с заметным уклоном, валы 0,5 м, с обилием подводных и надводных камней. На выходе перекат и слив через плиту 0,7м, прижим к ЛБ.
На выходе мелко — валы до 0,4 м. на протяжении порога сложные условия для страховки. В 50 м за порогом большая стоянка, к ней подходит дорога от карьера. Через километр группа островов и порог.
П-23. 1 к.с., 0,4 км. Ориентир: расширение русла, острова. Осмотра не требует. Представляет собой простую шиверу, легко преодолимую между ЛБ и островами. Островной участок после окончания шиверы тянется еще около километра и проходится под ПБ.
Через 0,9 км после этого участка будет остров (проходимы обе протоки, ниже острова правый приток), а через километр после острова река разольется (ширина разлива до 350 м) продолговатым безымянным озером. В конце его строения рыбоучетного пункта, здесь живет рыб.инспектор, сети через всю реку. Обнос 50 м по ЛБ. Порог.
П-24. «Морской» («Керетский»), 3 к.с., протяженность 0,55 – 0,85 км (в зависимости от прилива/отлива), падение не менее 10 м. Ориентир: сети и строения по ПБ. Представляет собой крутопадающую шиверу с валами и бочками до 0,6 м. Много обливных подводных камней. Крайний порог на реке Кереть.
Сложные условия для страховки. Наиболее сложная (наибольший уклон) средняя треть порога. Сложность порога от прилива (отлива) не зависит, но в малую воду камней еще больше.
Сразу же за последним порогом на реке Кереть — Белое море. На ЛБ деревня Кереть, на берегу деревянная часовня. Напротив на ПБ есть место для стоянки. На старых картах дороги до деревни не обозначено, но дорога там есть, хотя и достаточно плохая. Но можно рассматривать эту деревню как возможную точку аварийной выброски.
На о. Средний расположен лесозавод (ещё одна возможность аварийного сброса). Отсюда в Чупу ходит катер. Прямо по курсу – остров Кереть (или Керетский). Далее можно сколько угодно ходить по морю в зависимости от наличия времени и желания. Но становиться на стоянку лучше с восточной стороны островов.
При непогоде ветер чаще всего северо-западный, т.е. от него лучше спрятаться. Выходить на воду в этом случае нельзя, море — не озеро, перегрести волну и ветер очень сложно. Идти в Чупинскую губу надо по приличной погоде и лучше по приливу (хоть течение не надо перегребать). В интернете есть программы для расчета приливов, можно заранее рассчитать приливы-отливы на время похода.
Ключевые особенности маршрута по реке Кереть
Река Кереть в Карелии очень удобна для спортивных и коммерческих походов до 3 КС (включительно). Это объясняется удобством заброски и выброски, наличием нескольких аварийных выходов с маршрута, приближённостью к населённым пунктам.
Ниже представлен список ключевых моментов реки Кереть.
Удобство заброски и выброски
Есть несколько вариантов заброски на реку Кереть. Выбор того или иного зависит только от необходимого километража/количества дней и желании пройти те или иные пороги. Ко всем местам стапеля ведут хорошие асфальтированные/гравийные дороги.
Собственный транспорт на началах сплава по реке Кереть оставить негде, поэтому с машинами нужно договариваться заранее. Заказ машины не составит проблем. В Лоухах действует много частников и фирм ориентированных на заброску туристов по близлежащим рекам, в том числе на Кереть.
Отсутствие пресной воды при выходе в море из реки Кереть
Не забудьте что выход в море из реки Кереть связан с отсутствием пресной воды! Набрать воду можно сразу за порогом Морским. Дальше пресная вода смешивается с морской и для питья не пригодна.
Рыбалка на реке Кереть
Официально запрещена, так как Кереть является зоной нереста лососёвых рыб. Будьте готовы к тому, что если вы стартуете в одной из точек федеральной трассы ведущей на Мурманск к вам подъедет инспектор рыбнадзора.
Чаще всего в реке попадаются щука, окунь и хариус. Ловля рыбы в реке Кереть запрещена. Вы можете купить лицензию на лов рыбы, стоимость на 2019 год 2000 руб. за одну снасть.
Стоянки на реке Кереть
Кереть пользуется большой популярностью у туристов водников и на всех более менее значимых точках (пороги, озёра, острова в море) есть несколько более менее оборудованных стоянок (костровище, поляна для палаток, возможно седаки и столы).
Но будьте готовы, что за дровами на таких стоянках придется ездить/ходить достаточно далеко.
Мобильная связь на реке Кереть
Мобильная связь есть на протяжении всего маршрута, но местами может пропадать на некоторое время. Из операторов лучше выбрать Мегафон или МТС. На Билайн, Теле 2, Yota и прочих операторов лучше совсем не рассчитывать.
Школа спортивного туризма «Путники» объявляет весенний набор |