Лоция реки Большой Зеленчук
*условные обозначения
- П (1, 2….. 15) — номер препятствия
- КС — категория сложности препятствия (среднее значение, зависит от уровня воды в реке)
- ПБ и ЛБ (правый и левый берег)
- ЛП и ПП (правый и левый поворот)
Техническое описание маршрута
П1. «1-ый Взрывной»- локальное препятствие через 5,5 км после моста в Архызе. Порог начинается вскоре после водонапорной башни. Ориентир — большая осыпь над дорогой на левом берегу, короткий плесовый участок. Перед порогом справа впадает ручей. Последняя возможная чалка — на левый берег перед ручьем.
Порог начинается на правом повороте реки. Посередине русла лежит огромная плита, слева от нее – слив и вал с обратным гребнем. Справа — узкий проход у правого каменистого берега. Был завален упавшим деревом. Далее — идущая наискосок от левого берега серия обливняков.
Наиболее удобен проход слева от плиты и далее по струе, уходя влево от обливняка с бочкой. После прохождения следует зачалиться для осмотра порога «Второй Взрывной», находящегося ниже в 3-4 х минутах сплава. Ниже Первого Взрывного — 200 м шиверы, потом 300 м плеса. По правому берегу — подмытый лес. По левому берегу идет дорога.
П2. «2-ой Взрывной». Ориентиры — небольшой правый поворот, над дорогой левого берега — скальная стенка со следами взрывных работ (характерная примета для всех взрывных порогов). Справа перед порогом впадает ручей Малый Рапочай. Перед порогом над берегом — высится мощная опора ЛЭП.
Под дорогой, напротив порога — маленький рощица, несколько затрудняющая просмотр прямо с дороги. Над порогом — памятник погибшему туристу, крест из сломанного весла. После порога на дороге — столб – с отметкой 7 км.
Смотрите так же: |
Вход в порог с правой стороны, желательно на больших катамаранах входить в створ порога уже с небольшим разворотом катамарана носовой частью влево — для быстрой отработки ухода от мощного обивного камня (май 2010 — вода средняя). Чалка — сразу за бочками, в начале мощной разгонной шиверы порога Пушка (эта же разгонная шивера зовется Третий Взрывной).
После 100 м шиверы полоска леса у левого берега исчезает, река уходит в каньон, где начинается первая ступень порога Пушки. Зачалиться можно перед сужением реки
П3. «Пушка». Самый сильный порог на реке. Порог состоит из двух ступеней. Разгонная шивера с большим количеством обливных камней и отдельных бочек начинается сразу за Вторым Взрывным. В конце шиверы — небольшой левый поворот, за которым с левого берега впадает ручей. На повороте — четыре косых вала высотой по 2 метра каждый, тесно идущие один за другим.
За ними — большой пенный котел, далее, ближе к левому берегу, полуобливной клык, по бокам которого стоит бочка.
Между первой и второй ступенями порога на реке Большой Зеленчук — 50 м мощной шиверы, в конце которой, в правой трети — цепь надводных камней, делящая реку вдоль. Правый проход — чистый, но попасть туда затруднительно из-за большой скорости течения. Левый проход — основной. В конце его, у левого берега — мыс, сужающий русло, от него отходит веер мощных косых бочек.
За мысом, у правого берега — полутораметровый слив с большим котлом, слева — чистый язык. Чалка — на левый берег к бетонной лестнице. Между Пушкой и Четвертым Взрывным порогом — мощная шивера с валами и бочками. До Четвертого Взрывного порога — порядка 5 минут сплава.
После порога Пушка (где-то через 300 метров) — начинается километровый участок с обломками бетонных плит в русле (держаться левого берега, тщательная разведка) |
П4. «3-ий Взрывной». Находится на правом повороте примерно через 1,5 км от пор. Пушка и представляет из собой серию средних валов и бочек до 1 м. Проходится без предварительного просмотра на взаимной страховке экипажами.
Много камней в русле, стоит выбирать наиболее безопасную траекторию в обход камней, чтобы сберечь раму. Прохождение сходу, без просмотра.
П5. «4-ый Взрывной». Через некоторое время в конце левого поворота после «Третьего Взрывного». Сразу за резким правым поворотом. На входе лежит большой камень по центру русла, слева – косой вал и гряда острых камней. Основная струя уходит вправо между хаотично разбросанными обливными камнями. Длина 150 м.
Траектория движения на реке Большой Зеленчук в «Четвертом Взрывном» читается с воды. Хорошо виден крупный камень в центре русла, а вместе с ним и чистый проход справа от него. Проход слева тоже возможен, но требует резкого маневра направо сразу за камнем, или протаскиванием судна через гряду камней.
П6. «5-ый Взрывной» («Косой»).
Ориентиры: песчаный обрыв высотой около 10 м на ЛБ, вырастающий перед глазами на правом повороте, над рекой проходит труба газопровода. Разведка ЛБ. За резким поворотом налево на входе в порог по центру русла расположен большой полуобливной камень-плита.
Слева от него – ряд валов, справа — слив и бочка. Через 30м по центру навал на большой обливной камень, делящий струю на 2 части. Большая часть воды уходит направо. Требуется активный маневр между камнями. Длина 150 м.
На первую полуобливную плиту часто выносит бревна.
Смотрите так же: |
Ключевые особенности маршрута на реке Большой Зеленчук
Сплавной участок реки Большой Зеленчук – от пос. Архыз до аула Бесленей (120 км). На всем его протяжении вдоль реки идет асфальтированная дорога. Наиболее сложные пороги – “Пушка” и “4-й Взрывной”.
После строительства газопровода русло реки Большой Зеленчук сильно заужено, часть порогов исчезла (1-й и 2-й Взрывные) и представляет из себя низкокатегорийные шиверы (1-2 к.с.). Из-за подмыва берегов в реке встречается много бревен и завалов. |
По берегам всегда есть хорошая асфальтированная дорога, часто выходящая к берегу. |
Машины ездят также очень часто. Верхняя часть бассейна заповедна – Архызский участок Тебердинского заповедника. Здесь встречаются тис, красное дерево, пихты.
На территории заповедника есть и археологические памятники, руины аланского городища, мавзолеи. Спортивный сплав на реке интересен на участке от поселка Архыз до места антистапеля ниже пор. 5-й Взрывной (в некоторых лоциях – пор. Косой).
Ниже по течению следует участок сплава без ярко выраженных препятствий, обильно содержащий завалы и разбои реки. Данный участок сплава спортивного интереса не представляет.
Общий характер реки Большой Зеленчук
В зависимости от уровня воды в реке Большой Зеленчук велика вероятность возникновения завалов из бревен и «расчёсок». Осмотр ключевых препятствий обязателен! Внимательный вход в повороты. Просчитывание движения судна, во избежание починок.
Достаточно большая скорость течения и отсутствие спокойных участков вдоль берегов делает чалку крайне затруднительной! Если не уверены в своих силах лучше чалиться заранее перед серьёзными препятствиями. |
Трек реки Большой Зеленчук на яндекс-карте
Дополнительная информация
При прохождении порогов и организации страховки стоит иметь при себе рации с двухметровым частотным диапазоном, для связи между судами. На реке Большой Зеленчук много каньонов и для переговоров среди скал может пригодиться дополнительная удлиненная антенна для рации. Полоса частот радиолюбителей 144-146 МГц.
Кроме связи между собой, хорошо иметь одну рацию в машине для связи с водителем. В дополнение к ней желательно иметь при себе сотовый телефон – если водитель уедет далеко (или заедет за гору и т.п.), то рация может и не достать. Преимущество реки Большой Зеленчук то, что сотовая связь на маршруте есть в большинстве мест.
Школа спортивного туризма «Путники» объявляет весенний набор |