Лоция реки Большой Зеленчук

Лоция реки Большой Зеленчук: особенности маршрута и техническое описание (по состоянию на 2019 год)

Лоция реки Большой Зеленчук

 

*условные обозначения

  • П (1, 2….. 15) — номер препятствия
  • КС — категория сложности препятствия (среднее значение, зависит от уровня воды в реке)
  • ПБ и ЛБ (правый и левый берег)
  • ЛП и ПП (правый и левый поворот)
НазваниеКм.

(От старта)

КС,

осмотр

Ходовое

время

   Описание,

координаты

Примечание
Стапель Большой Зеленчук

 

00:00На ЛБ, справа от Софийской поляны

N 43°31′26.57″

E 41°13′50.21″

 

стапель большой зеленчук
мост в поселке Архыз1,5 км10 минN 43°33′39.60″

E 41°16′57.04″

Из опор моста моста торчат небольшие куски арматуры!

мост в поселке архыз

П1

«1- Взрывной»

7 км2 КС

ЛБ

1:3050 м. Камень в русле ближе к ПБ (обычно описываемый как обливной с бочкой за ним), левая часть – небольшой слив, образованный обливняком, дальше короткая  шивера, чистая струя.

N 43°33′52.68″

E 41°20′08.46″

Порог начинается на правом повороте реки. Ориентиры: ручей на ПБ, ЛБ высокий, обрывистый, по ЛБ подходящая к реке дорога. расположен на ПП.
П2

«2- Взрывной»

7,7 км2 К.С

ЛБ

1:40100 м. В центре порога выделяющийся из остальных надводный камень.

N 43°34′10.51″

E 41°21′16.67″

через 700 м после 1 Взрывного, за ЛП. Левый берег — крутая осыпь из крупных камней

2-ой Взрывной

(прим* на 2019 год) Пороги 1 и 2 Взрывной сложно выделить на общем фоне реки. Проходить аккуратно, возможны брёвна в русле. Порог «Пушка» начинается практически сразу за «2-м Взрывным»
П3 «Пушка»9,3 км3(4) КС

ЛБ

1:45400 м. Мощная шивера —  невысокие сливы с маленькими бочками, разбросанные в русле надводные камни. В нижней части порога в  русле справа по малой воде может быть мелко. В конце порога — проход по центру. После порога у бетонной лестницы по  ЛБ — хорошая чалка.

N 43°34′37.52″

E 41°21′59.69″

Ориентиры: Входная шивера. ЛБ уходит круто вверх (метров на 10-15) и дорога отходит от реки. Слева и справа берега заросли лесом.

Пушка. заход  Пушка. выход

П4

«3 — Взрывной»

10,8 км2 КС

ЛБ

1:55100 м. На заходе небольшой «зуб» по середине реки. Далее — шивера с сильным течением на правом повороте, обливниками и бочками за ними.

N 43°35′02.69″

E 41°22′44.52″

Находится в 5 минутах хода от «Пушки»
П5

«4 — Взрывной»

11,9 км3 КС

ЛБ

2:00150 м. В конце левого поворота после «3-го Взрывного». Сразу за резким правым поворотом. На входе лежит большой камень по центру русла, слева – косой вал и гряда острых камней.Траектория движения читается с воды. Хорошо виден крупный камень в центре русла, а вместе с ним и чистый проход справа от него.

4-ый Взрывной

П6

«5 — Взрывной» (Косой)

13,8 км3 КС

ЛБ

2:30 150 м. За резким поворотом налево на входе в порог по центру русла расположен большой полуобливной камень-плита. Слева от него – ряд валов, справа — слив и бочка. Через 30м по центру навал на большой обливной камень, делящий струю на 2 части. Большая часть воды уходит направо.

N 43°36′30.22″

E 41°23′02.84″

Ориентиры: песчаный обрыв высотой около 10м на ЛБ, вырастающий перед глазами на правом повороте, над рекой проходит труба газопровода.

5-ый Взрывной (Косой)

Антистапель14,8 км2:45Поляна на ЛБ

N 43°36′58.35″

E 41°22′59.45″

Техническое описание маршрута

П1. «1-ый Взрывной»-  локальное препятствие через 5,5  км после моста в Архызе. Порог  начинается  вскоре  после  водонапорной  башни.  Ориентир — большая осыпь над дорогой на левом  берегу, короткий плесовый участок.  Перед  порогом  справа  впадает  ручей.  Последняя  возможная  чалка —  на левый берег перед ручьем.

Порог начинается на  правом повороте реки.  Посередине  русла  лежит  огромная  плита,  слева  от  нее – слив  и  вал  с  обратным  гребнем.  Справа  —  узкий  проход  у  правого  каменистого  берега. Был завален упавшим деревом. Далее  —  идущая  наискосок  от  левого  берега  серия  обливняков.

Наиболее  удобен  проход  слева  от  плиты  и  далее  по  струе,  уходя  влево  от  обливняка  с  бочкой.  После  прохождения  следует  зачалиться  для  осмотра  порога  «Второй  Взрывной»,  находящегося  ниже  в  3-4 х  минутах  сплава.  Ниже Первого Взрывного —  200 м шиверы, потом 300 м плеса.  По  правому  берегу — подмытый  лес.  По  левому  берегу идет дорога.

П2. «2-ой Взрывной». Ориентиры — небольшой правый поворот,  над дорогой левого берега — скальная стенка со следами взрывных работ (характерная примета для всех взрывных порогов). Справа  перед  порогом  впадает  ручей  Малый Рапочай.  Перед  порогом  над  берегом  —  высится  мощная  опора  ЛЭП.

Под  дорогой, напротив  порога — маленький рощица, несколько  затрудняющая просмотр прямо с дороги. Над  порогом — памятник погибшему туристу,  крест из  сломанного весла.  После  порога  на  дороге  —  столб – с  отметкой  7  км.

Смотрите так же: 

Отчёты о походах

Вход в порог с правой стороны, желательно на больших катамаранах входить в створ порога уже с небольшим разворотом катамарана носовой частью влево — для быстрой отработки ухода от мощного обивного камня (май 2010 — вода средняя). Чалка — сразу за бочками,  в  начале  мощной  разгонной  шиверы  порога  Пушка (эта же разгонная шивера зовется  Третий Взрывной).

После 100 м шиверы  полоска леса у левого  берега  исчезает, река  уходит в каньон, где начинается первая ступень  порога  Пушки. Зачалиться можно перед сужением реки

П3. «Пушка». Самый  сильный порог на реке. Порог  состоит  из  двух  ступеней.  Разгонная  шивера  с большим количеством обливных  камней и отдельных  бочек  начинается  сразу  за  Вторым Взрывным.  В конце  шиверы — небольшой левый  поворот, за которым с левого берега впадает  ручей. На повороте — четыре косых вала высотой по 2  метра каждый, тесно идущие один за другим.

За ними  — большой  пенный  котел, далее, ближе к левому  берегу,  полуобливной  клык,  по  бокам  которого  стоит бочка.

Между первой и второй  ступенями порога на реке Большой Зеленчук — 50 м мощной шиверы, в конце  которой, в правой трети — цепь надводных камней,  делящая реку вдоль. Правый проход — чистый, но попасть туда затруднительно из-за большой  скорости течения.  Левый проход — основной. В конце  его,  у  левого  берега —  мыс, сужающий русло, от него отходит веер мощных косых бочек.

За мысом, у  правого берега — полутораметровый слив с большим котлом, слева  — чистый  язык.  Чалка — на  левый  берег  к  бетонной лестнице.  Между Пушкой и Четвертым  Взрывным порогом — мощная шивера  с  валами  и  бочками.  До  Четвертого  Взрывного  порога  — порядка  5  минут  сплава.

После порога Пушка (где-то через 300 метров) — начинается километровый участок с обломками бетонных плит в русле (держаться левого берега, тщательная разведка)

 

П4. «3-ий Взрывной». Находится на правом повороте примерно через 1,5 км от пор. Пушка и представляет из собой серию средних валов и бочек до 1 м. Проходится без предварительного просмотра на взаимной страховке экипажами.

Много камней в русле, стоит выбирать наиболее безопасную траекторию в обход камней, чтобы сберечь раму. Прохождение сходу, без просмотра.

П5. «4-ый Взрывной». Через некоторое время в конце левого поворота после «Третьего Взрывного». Сразу за резким правым поворотом. На входе лежит большой камень по центру русла, слева – косой вал и гряда острых камней. Основная струя уходит вправо между хаотично разбросанными обливными камнями. Длина 150 м.

Траектория движения на реке Большой Зеленчук в «Четвертом Взрывном» читается с воды. Хорошо виден крупный камень в центре русла, а вместе с ним и чистый проход справа от него. Проход слева тоже возможен, но требует резкого маневра направо сразу за камнем, или протаскиванием судна через гряду камней.

П6. «5-ый Взрывной» («Косой»).

Ориентиры: песчаный обрыв высотой около 10 м на ЛБ, вырастающий перед глазами на правом повороте, над рекой проходит труба газопровода. Разведка ЛБ. За резким поворотом налево на входе в порог по центру русла расположен большой полуобливной камень-плита.

Слева от него – ряд валов, справа — слив и бочка. Через 30м по центру навал на большой обливной камень, делящий струю на 2 части. Большая часть воды уходит направо. Требуется активный маневр между камнями. Длина 150 м.

На первую полуобливную плиту часто выносит бревна.

Смотрите так же: 

Лоции рек России

Ключевые особенности маршрута на реке Большой Зеленчук

Сплавной участок реки Большой Зеленчук – от пос. Архыз до аула Бесленей (120 км). На всем его протяжении вдоль реки идет асфальтированная дорога. Наиболее сложные пороги – “Пушка” и “4-й Взрывной”.

После строительства газопровода русло реки Большой Зеленчук сильно заужено, часть порогов исчезла (1-й и 2-й Взрывные) и представляет из себя низкокатегорийные шиверы (1-2 к.с.). Из-за подмыва берегов в реке встречается много бревен и завалов.
По берегам всегда есть хорошая асфальтированная дорога, часто выходящая к берегу.

Машины ездят также очень часто. Верхняя часть бассейна заповедна – Архызский участок Тебердинского заповедника. Здесь встречаются тис, красное дерево, пихты.

На территории заповедника есть и археологические памятники, руины аланского городища, мавзолеи. Спортивный сплав на реке интересен на участке от поселка Архыз до места антистапеля ниже пор. 5-й Взрывной (в некоторых лоциях – пор. Косой).

Ниже по течению следует участок сплава без ярко выраженных препятствий, обильно содержащий завалы и разбои реки. Данный участок сплава спортивного интереса не представляет.

Общий характер реки Большой Зеленчук

В зависимости от уровня воды в реке Большой Зеленчук велика вероятность возникновения завалов из бревен и «расчёсок». Осмотр ключевых препятствий обязателен! Внимательный вход в повороты. Просчитывание движения судна, во избежание починок.

Достаточно большая скорость течения и отсутствие спокойных участков вдоль берегов делает чалку крайне затруднительной! Если не уверены в своих силах лучше чалиться заранее перед серьёзными препятствиями.

Трек реки Большой Зеленчук на яндекс-карте

Дополнительная информация

При прохождении порогов и организации страховки стоит иметь при себе рации с двухметровым частотным диапазоном, для связи между судами.  На реке Большой Зеленчук много каньонов и для переговоров среди скал может пригодиться дополнительная удлиненная антенна для рации.  Полоса частот радиолюбителей 144-146 МГц.

 

Кроме связи между собой, хорошо иметь одну рацию в машине для связи с водителем. В дополнение к ней желательно иметь при себе сотовый телефон – если водитель уедет далеко (или заедет за гору и т.п.), то рация может и не достать. Преимущество реки Большой Зеленчук то, что сотовая связь на маршруте есть в большинстве мест.

Смотрите так же:

Отчёты о спортивных походах

Фильмы Путников

Лоции рек

Школа спортивного туризма «Путники» объявляет набор на весну 2026
3 728 просмотров