главная

Рама велосипеда: 4 основных вида — стальная, алюминиевая, титановая, карбоновая

Конструкция и геометрия рамы велосипеда: влияние отдельных элементов на «поведение» байка

 

Рама велосипеда — одна из важнейших частей велосипеда. Выбор той или иной модели велосипеда, а так же его цена всегда будут зависеть от характеристик рамы: её геометрии, размеров и применяемого для изготовления материала.

Для того, чтобы понимать, как подобрать раму велосипеда при покупке, необходимо ознакомиться с её основными параметрами.

Конструкция большинства современных рам представлена ромбом, состоящим из «переднего» и «заднего» треугольников.

геометрия и конструкция велосипедной рамы
«Ромб» велосипедной рамы, состоящий из «заднего» и «переднего» треугольников

Передний треугольник рамы образован:
— верхней трубой
— нижней трубой
— подседельной трубой

Задний треугольник рамы образован:
— верхними перьями (две парные трубки)
— нижними перьями (так же парные трубки)
— подседельной трубой

В зависимости от длины труб рамы, а так же угла между отдельными элементами, будут изменяться определённые характеристики велосипеда.

Устойчивость байка при прямолинейном движении

конструкция велосипеда
Элементы велосипедной рамы, влияющие на «поведение» байка на дороге

Данная характеристика будет увеличиваться при следующих условиях:
с увеличением длины верхней трубы. В то же время будет понижаться способность к манёврам
с увеличением колёсной базы. В то же время так же падает манёвренность
— на устойчивость байка влияет высота каретки над поверхностью земли.

Чем это расстояние меньше, тем устойчивее велосипед и наоборот. В то же время высокий просвет увеличивает проходимость велосипеда в условиях бездорожья.

Устойчивый при прямолинейном движении шоссейный велосипед
Шоссейный велосипед с низкой кареткой, увеличенной колёсной базой и удлинённой верхней трубой

Манёвренность или управляемость велосипеда

Данная характеристика байка имеет большое значение в том случае, если у вас быстрый («рваный») стиль езды. Так же данный параметр очень важен в условиях бездорожья при движении на больших скоростях.

На увеличение манёвренности велосипеда влияют следующие параметры:

более короткая верхняя труба обеспечит большую манёвренность. Но в то же время уменьшит стабильность
меньшее расстояние колёсной базы увеличивает управляемость, но с потерей стабильности
более короткие нижние перья
уменьшение выноса руля
чем более рулевой угол приближен к прямому (90 градусов), тем выше чувствительность велосипеда на поворотах
меньший угол ухода вилки повышает манёвренность велосипеда

Манёвренный велосипед BMX
BMX: уменьшенная колёсная база, короткие нижние перья, рулевой угол приближен к 90 градусам, уход вилки минимален

Лучшим примером самого манёвренного велосипеда будет любой велосипед BMX, хоть он и не предназначен для повседневной езды на более менее длинные расстояния.

Вся его конструкция предполагает максимальную степень  управляемости для совершения молниеносных манёвров.

Сцепление колёс с дорожным покрытием

Этот параметр имеет важное значение при движении на больших скоростях; по мокрой поверхности или грязи; либо в гололёд.

В остальных случаях небольшой скорости велосипедиста в совокупности с его массой всегда хватает для полноценного движения без «пробуксовок» и заносов.

Спокойная манера езды на велосипеде
При спокойной манере езды: без «рывков», больших скоростей и крутых поворотов о сцеплении колёс с дорожной поверхностью можно не задумываться

Чтобы понять, что влияет на сцепление протектора с дорогой, нужно знать, что распределение веса водителя происходит следующим образом: около 65% на заднее колесо и около 35% на переднее.

— более короткие нижние перья обеспечат большее давление массы велосипедиста на заднее колесо и соответственно увеличат сцепление
— большее отклонение подседельной трубы назад (меньший подседельный угол) обеспечит большее давление массы велосипедиста на заднее колесо и соответственно увеличит сцепление с дорожным покрытием
— меньшее расстояние колёсной базы увеличит сцепление с дорогой

Делая общий вывод из всех перечисленных выше характеристик:

Более управляемым (чувствительным к поворотам) будет байк с меньшими размерами (длиной) отдельных труб и с углами более приближенными к 90 градусам. Такой тип рамы подойдёт для быстрой езды по пересечённой местности с резкими перепадами высот и большим количеством препятствий (в том числе корни деревьев, мелкие камни и пр). Так же такой тип рамы подойдёт людям с агрессивным «рваным» типом езды: резкие ускорения и резкие остановки.

 

Более стабильным, для спокойного «плавного» движения по городу, либо загородным и просёлочным дорогам, будет длинный и низкий велосипед. При этом размеры отдельных элементов рамы не будут иметь большого значения. Главное, чтобы они соответствовали физиологическим показаниям водителя (вес, рост)

Рама велосипеда: применяемые материалы

На данный момент существуют четыре общих вида материалов, применяемых для изготовления велосипедных рам и несколько экспериментальных.

Рама велосипеда большинства современных байков представленных на рынке стальная или алюминиевая.

4 вида велосипедных рам
Сталь, алюминий, титан, карбон

Титановые и карбоновые рамы имеют гораздо более высокую стоимость, доходящую до нескольких сотен тысяч рублей, и предназначаются преимущественно для профессионального велоспорта.

При выборе материала велосипедной рамы не стоит сильно гнаться за так называемым «снижением веса». Этот параметр по-настоящему важен только для вело спортсменов.

Для рядового пользователя снижение веса велосипеда может обойтись дополнительными затратами в несколько тысяч или десятков тысяч рублей.

Стальная рама велосипеда

Сталь — один из самых распространённых материалов для изготовления велорам. Существуют несколько разновидностей, отличающихся по цене и качеству.

Стальная рама велосипеда
Стальная рама обладает большой  прочностью и достаточно бюджетна. Но при этом на порядок тяжелее аналогов

— Обычная сталь (в характеристике интеренет-магазинов «Steel»). Самая дешёвая, тяжёлая и быстро ржавеющая. При цене велосипеда до 10 000 рублей.

— Углеродистая высокотянутая сталь (в характеристике интернет-магазинов «Hi Tensile Stee») устойчива к ржавчине и достаточна упруга.

Рама достаточной толщины способна выдерживать вес велосипедиста и груза до 150 кг. При этом цена достаточно бюджетна и начинается примерно от 12 000 рублей.

— Хромомолибденовая сталь (в характеристике интернет-магазинов «Cro-Moly» или «Cromomolibden») имеет более высокие характеристики, чем углеродистая сталь. При этом рамы легче, прочнее и меньше подвержены коррозии.

Соответственно цена у таких каркасов на порядок выше.

Из плюсов стальных велосипедных рам стоит отметить:

— высокая прочность и надёжность к механическим ударам, в результате падений и ударов

— поломка рамы редко происходит сразу. Изначально в месте излома появляется трещина. Это качество позволит вовремя заметить и предотвратить поломку

— стальная рама легко ремонтируема любым опытным сварщиком

— цена стальной рамы достаточна бюджетна для обычного человека. Колеблется около 20 000 рублей и более

— стальная рама хорошо погашает вибрации от неровностей на дороге, ввиду своих физических свойств

В то же время стоит сказать о недостатках стальных рам:

— вес рам изготовленных из стали гораздо больше аналогов. Хотя для рядовых пользователей (не спортсменов) этот показатель не играет особо важной роли.

— возможна коррозия в результате внешних повреждений, либо неправильной изначальной покраске. Так же место зимовки велосипеда играет важную роль.

Несмотря на свой большой в сравнении с другими видами материалов вес, стальная рама должна рассматриваться потребителями в первую очередь, ввиду своей исключительной прочности и долговечности.

Алюминиевая рама велосипеда

Подобрать раму велосипеда из сплава алюминия с различными металлами будет наиболее распространённым вариантом.

алюминиевая велосипедная рама
Алюминиевая рама —  самый бюджетный вариант и гораздо легче стали. Но при этом сложнее всего поддаётся ремонту

В качестве дополнительных металлов применяются: цинк, медь, магний и т.д. Это осуществляется ввиду изначальной мягкости алюминия.

Из плюсов алюминиевых велосипедных рам стоит отметить:

— небольшой вес по сравнению с аналогами. На таком велосипеде легче набрать скорость и въехать «в гору»

— антикоррозийная стойкость

— велосипед легче разгоняется и проще едет в гору ввиду меньшего веса рамы

— самый дешёвый вид рам

Из минусов алюминиевой рамы необходимо выделить следующее:

— «жёсткость» алюминия по сравнению со сталью гораздо хуже «гасит» неровности дороги. Вследствие этого комфортность езды на велосипеде с алюминиевой рамой ниже, чем со стальной.

— поломка рамы из алюминия происходит сразу, без появления «предупреждающих» трещин. Это может стать причиной аварийной ситуации на дороге

— в том случае, если велосипед используется регулярно и часто, велик риск возникновения трещин на раме. Вследствие этого лучше проводить регулярные осмотры каркаса на наличие трещин и «повреждений краски»

— в случае падений и ударов алюминий повреждается гораздо легче стали

— отремонтировать алюминиевую раму сложно. Сварка не сможет дать полноценной уверенности в крепости рамы

Титановая рама велосипеда

Подобрать раму велосипеда изготовленную из сплава титана с другими материалами будет хорошим вариантом, но в то же время одним из самых дорогостоящих.

Титановая велосипедная рама
Титановая рама включает все достоинства стали и алюминия

Титан включает в себя все достоинства алюминия и стали и в то же время практически полностью исключает их недостатки.

Плюсы титановой рамы следующие:

— очень прочная

— имеет малый вес, наравне с алюминием

— отлично гасит дорожные вибрации

— срок службы рамы может составить до 20 лет

— не подвержена ржавчине

— повышенная стойкость к механическим ударам

Недостатки титановой рамы:

— очень высокая стоимость

— в случае поломки отремонтировать самостоятельно практически невозможно

Карбоновая рама велосипеда (углепластик)

Преимущественно изготавливается на заказ. За счёт практически «ручного» плетения из волокон углерода пропитанного смолами имеет нужные прочностные характеристики.

карбоновая велосипедная рама
Изготавливается преимущественно на заказ для профессиональных спортсменов

Соответственно за счёт этого и возрастает стоимость.

Плюсы карбоновой рамы следующие:

— вес практически такой же небольшой, как и у титановой. При соответствующих параметрах до 1,5 кг.

— прочность наравне с титановой

— полностью не подвержена ржавчине

Недостатки рам из углепластика:

— только рама, изготовленная на заказ сможет полностью удовлетворить все запросы велосипедиста

— высокая стоимость в сравнении со стальными и алюминиевыми рамами

— хрупкость рамы от точечных ударов

— не ремонтопригодность

Говоря в целом, карбоновые рамы предназначены для профессиональных велогонщиков, стремящихся за потерей «веса велосипеда». Для рядового гражданина стоит выбирать рамы из стали или алюминия, гораздо более неприхотливые и дешёвые. Сложно выбрать «стоящую» раму из карбона, притом грамотно спроектированную и изготовленную.

Рама велосипеда по росту: таблица рамы велосипеда

Рама велосипеда, подходящая под ваш рост, выбирается следующим образом:
— поставив велосипед между ног замерить расстояние от верхней трубы в её самой высокой точке до промежности. Оно должно быть не менее 10 и не более 15 см.

расстояние от промежности до рамы
Расстояние между промежностью и верхней трубой 10-15 см

Это обеспечит вашу безопасность при «спрыгивании» с педалей. Для упрощения замера просуньте ладонь. У взрослого мужчины ширина ладони около 10 — 13 см.

— целиком сядьте на велосипед и поставьте ноги на педали. При этом нужно, чтобы пятка слегка согнутой ноги доставала до педали в самом нижнем ее положении, а верхней поверхностью носка можно было бы прикоснуться к нижней поверхности этой же педали.

В том случае, если для достижения подобного положения придётся практически до упора выдвигать подседельный штырь, лучше присмотреть другой размер велосипеда.

выбор велосипеда по росту
Выбор велосипеда по росту

Размер рамы велосипеда

Перед покупкой велосипеда необходимо ознакомиться с таблицей размеров велосипедных рам в зависимости от вашего роста.

Размер велосипедной рамы и рост
Таблица рамы велосипеда

Рама велосипеда и сам велосипед подбираются в частности, исходя из следующих факторов:
— стиля вашей езды (агрессивный быстрый или спокойный размеренный)
— типа местности и средних расстояниях (в км) на которой будет чаще всего использоваться велосипед (городские условия — асфальт; относительное бездорожье — лесные дороги и тропинки; либо абсолютное бездорожье — горная пересечённая местность)
— количества денежных средств, которые вы готовы потратить на покупку
— ваших физиологических характеристик (рост, вес, длина рук и ног)

Читайте так же:

Интересные места Ленинградской области

 

Школа спортивного туризма «Путники» объявляет весенний набор

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 092 просмотров