Пологий слив 1,5 м через все русло. По центру слива проглядывается язык. Справа и слева мощные косые бочки.
Расположен за левым поворотом и плохо просматривается с наплыва.
Далее на правом повороте под ПБ широкая поверхностная бочка. Осмотр по ЛБ.
Пор.43
«Бильярд»
N 52°41.874′ E 99°27.554′ (нач.)
N 52°41.896′ E 99°27.598′ (кон.)
5А
Порог включает три поворота: левый, правый, левый.
На первом повороте пологий слив около 1,5 м, валы, бочки до 1 м, на входе сильный боковой снос вправо и навал на скалу ПБ.
После слива, наоборот, струя сносит влево и выбрасывает на обливную плиту — остров.
Вровень с этой плитой — второй слив и пенный петух высотой 1.5-2 м. Слева от острова побочная протока, в которую сильно наносит струя.
После порога разлив и сужение с небольшим сливом.
Осмотр по ЛБ.
Пор.46
«Катапульта»
N 52°41.960′ E 99°27.758′ (нач.)
N 52°41.952′ E 99°28.014′ (кон.)
5В
После большого разлива река собирается в узкое русло с нарастающей скоростью течения.
Порог начинается мощной и широкой бочкой через все русло реки, после которой на плавном левом повороте через 10 метров расположен водопадный слив около 2.5 метров.
После слива идет участок быстротока с валами 1-1.5 метра и локальными небольшими сливами. Бочка за водопадным сливом глубокая и мягкая.
Порог заканчивается островом, разделяющим русло на две протоки.
Осмотр по ЛБ.
Пор.49
N 52°42.107′ E 99°28.287′
4А
Пологий слив 1.5 м через все русло, за которым стоит мощная бочка. Далее участок быстротока до пор. Недотрога
Пор.50
«Недотрога»
N 52°42.094′ E 99°28.413′ (нач.)
N 52°42.099′ E 99°28.449′ (кон.)
5А
Порог начинается на левом повороте сливом 1.5 метра с косой бочкой.
После чего река резко поворачивает влево, образуя косой сравнительно слив-горку высотой около 2.5 – 3 метров.
На повороте сильный нанос на ПБ, с которого неравномерно сливается вода, образуя глубокую яму под ПБ.
После кульминационной части участок быстротока с поворотом направо, заканчивающийся выходным сливом около 1.5 метров с мощными стоячими валами.
После следуют разлив и спокойная вода.
Осмотр по ЛБ.
р.Урик
Каньон Хара-Жалгинский
N 52°16.623′ E 100°55.600′ (нач.)
N 52°16.918′ E 100°57.773′ (кон.)
5А
Затрудненная береговая обстановка. Высокие стенки каньона, курумник. Осмотр ПБ.
В 200 метрах ниже места чалки для обноса вещей. Чалка для осмотра на ЛБ. Длина ступени около 500 метров.
Слив около 1 метра сложной конфигурации с обливных камней, за которым мощная бочка.
Далее навал на крупный камень, левее которого серия сливов 0.5-0.7 метра.
В русле голые и обливные камни. После ключевой части S-образный трек с валами до 1 метра и локальными косыми бочками. На выходе первой ступени ворота из камней.
Улова справа и слева за большими камнями у берегов. Далее V-образный слив через всю реку и шивера с небольшими валами.
Кончается первая ступень мощным сливом около 1 метра с мощной бочкой через все русло, подпертой камнями с двух сторон.
Дальше хорошее улово для чалки и страховки под ЛБ.
Каньон Амбартагольский
«Амбартагольские щеки»
2-ая ст.
N 52°17.574′ E 101°06.312′
5А
Через 10 метров после окончания первой ступени слева большой камень-плита, перед которым хорошее улово.
Длина второй ступени около 200 метров. Далее идет косой слив справа-налево около 0.5 метра, после чего поток сливается налево с обливной плиты.
Далее Sобразный трек между крупными валунами в русле, множество сливов от 0.5 до 1 метра высотой.
После крупного камня-автобуса по центру реки прижим в скалу ПБ и разгонный чистый участок под ПБ в конце которого несколько валов 1-1.5 метра и загромождение русла крупными камнями-валунами.
Поток отжимается влево в ворота между скалой-камнем слева и большим камнем по центру.
Идет мощный навал на камень по центру вместе с неоднородной мощной сбойкой струй.
Заканчивается крутой скальной стенкой коричневого цвета на ЛБ и относительно спокойно водой.
Улово на ЛБ у скалы или чуть дальше на повороте у ПБ. Слева и справа вертикальные крутые стенки.
Каньон Амбартагольский
«Амбартагольские щеки»
3-ая ст.
N 52°17.504′ E 101°06.580′
N 52°17.608′ E 101°06.851′ (конец каньона)
5А
Длина около 200 метров. От места чалки на ПБ начинается сад больших камней-валунов, между которыми есть почти габаритные проходы для катамаранов.
Большая часть воды уходит под ЛБ, в правой части воды меньше, своеобразная миниканализация между камнями.
Под ПБ видна и понятна линия движения.
После впритык габаритных ворот из камней участок быстротока и река снова собирается после сада камней.
В левой части навал на обливную глыбу с большим обратным петухом, по центру несколько обливных камней друг за другом, в правой части косой слив, бьющий вправо в камень с абсолютно вертикальной стенкой.
После чего в метрах в 15 крутоватый слив 1 метр и глубокая бочка через все русло. Далее улово по ЛБ и ПБ.
Разведка ступени по ПБ, т.к. слева крутая скальная стенка. После окончания спокойная вода с небольшим быстротоком.
Пор. «Чертики»-2
N 52°36.389′ E 101°18.743′
4А
Через 350 метров после Чертиков-1. Слева галечная отмель, под ЛБ побочная протока.
Основная струя идет в протоку под ПБ. В правой протоке сужение русла и косой пологий слив справа — налево высотой около 1.5 м.
После слива мощная бочка с большой обраткой. Под ПБ за сливом улово и отвесная скала.
Пор. «Чертики»-3
N 52°36.561′ E 101°19.088′
4А
Через 600 метров после Чертиков-2. После ПП. Тропа осмотра и чалка перед порогом на ПБ. Река входит в скальный коридор.
На заходе в левой части крутой слив около метра высотой с бочкой. Справа более чистый и пологий язык.
После слива струя прижимает к камню ПБ. Далее участок 20 метров быстротока. На выходе в центре русла обливные камни и косые валы до 1 метра.
После порога разлив и хорошее улово под ПБ.
Список сокращений (здесь и далее):
ЛБ – левый берег
ПБ – правый берег
ЧВХ – чистое ходовое время (без учета времени осмотра, отдыха и пр.)
Варианты подъезда и отъезда
Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.
Заброска — выброска
Из г.Санкт-Петербург в г. Иркутск группа добиралась самолетом.
Трансфер из г.Иркустк был организован с помощью Анатолия Урбаева, тел. 89140545239.
Г.Иркутск – пос.Орлик, микроавтобус, 460 км, время в пути ~ 8 ч.
Пос.Орлик – зим.Хадарус, Урал, 50 км, время в пути ~ 2ч.
Зим.Шарза – верховья р.Урик, Урал, 90 км, время в пути ~ 5ч.
Пос.Инга – г.Иркутск, микроавтобус, 230 км, время в пути – 6ч.
Следует учесть, что в день прилета в г.Иркутск добраться до места стапеля на р.Жомболок не успеть, поэтому мы заранее заказали гостевой дом в пос.Орлик:
Тел. 89140565039; 89516309771. Адрес: п.Орлик, ул.Школьная,4.
Существуют несколько способов заброски на р.Урик
заброска на Уралах в верховья реки;
заброска на Уралах ниже Хара-Жалгинского каньона (нужно уточнять вопрос о пропуске через рудник)
вездеходная заброска с верховьев Урика к Хара-Жалгинскому каньону и за него. Подробнее уточнять по тел. 89025602090 (Евгений Анатольевич, г.Слюдянка)
Пограничная зона
В пос. Монды на въезде располагается пограничный КПП. У группы имелся заранее составленный список группы с паспортными данными, однако, достаточно оказалось предъявить паспорта.
МЧС
Информация и регистрация туристских групп: https://03.mchs.gov.ru/
Круглосуточный телефон МЧС по Республике Бурятия: 8(301)237-38-27
МЧС по Иркутской области 8(395)245-32-77.
Бурятская республиканская поисково-спасательная служба: тел. 8(301)454-17-36.
Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Бурятия: адрес: 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Димитрова, 5 телефон: 8(301)221-65-69
Медицинские учреждения
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Окинская центральная районная больница». Адрес: 671030, с. Орлик, ул. Обручева , д. 79, Республика Бурятия.
Телефон/факс: 8(301)505-12-76
E-mail: okinskaya_crb@govrb.ru
Номер скорой: 89503920552
Медпункт пос.Новостройка Черемховского района Иркутской области, Больничная улица, 10
Связь на маршруте появляется только в населенных пунктах и в относительной близости к ним. Более качественный сигнал дает Мегафон и МТС
Аварийные выходы с маршрута
Жомболок
Выход с р. Жомболок затруднений не вызывает, т.к. вдоль реки идет дорога, по которой периодически проезжают грузовики, в долине реки местные пасут скот.
Урик
Населенных пунктов, а также проезжих для колесного транспорта дорог в верхней и средней частях маршрута нет, при этом вдоль большей части реки по ПБ идет проезжая для гусеничных вездеходов дорога, имеющая в средней части маршрута довольно глубокие броды.
В нижней части реки первое жилое поселение находится сразу после выхода реки на равнину, ниже левого притока р. Аганай.
От порога Чертики-3 и ниже в большом количестве встречаются избушки, а также множественные следы кратковременного пребывания местного населения (охотники, рыбаки, собиратели). По реке периодически курсируют глиссера.
В случае возникновения в группе на маршруте аварийной ситуации, возможны следующие алгоритмы:
на участке сплава от места стапеля до конца ХараЖалгинского каньона, сход группы с маршрута или вызов помощи возможен путем возвращения к месту стапеля: ~ 20 км по вездеходной дороге, идущей по ПБ. Место стапеля весьма посещаемо местными, т. к. до него идет проезжая для колесных транспортных средств дорога;
в ~ 500 м ниже «нижней» стоянки после Хара-Жалгинского каньона имеются места для посадки вертолета (галечные отмели, старое русло реки);
на участке сплава от Амбартагольского каскада до пор. Чертики-3 эвакуация отдельного участника возможна либо вертолетом с базы МЧС Соболь, либо транспортировкой вниз по реке с обносом всех сложных участков. Самостоятельный выход группы в случае потери снаряжения затруднителен.;
на участке сплава после пор. Чертики-3 сход группы с маршрута возможен помощи вертолета и водным путем, вниз по реке до места антистапеля, и далее автотранспортом. Характер реки позволяет беспрепятственно передвигаться глиссерам и моторным лодкам.
График движения
Даты
Дни пути
Участки маршрута
Км
Способы передвижения
29.07
—
г.Санкт-Петербург – г.Иркутск
г.Иркутск – п.Орлик
п.Орлик – зим.Хадарус, р.Жом-Болок, пор.42
—
460
50
самолет
авто
30.07
1
Стапель
пор.42 – пор.Недотрога
3
сплав
31.07
2
пор.Недотрога – зим.Шарза
5
сплав
зим.Шарза – п.Орлик – р.Урик
40+92
авто
1.08
3
р.Урик (до устья второго ручья слева) — начало Харажалгинского каньона (пор. Монумент)
22
сплав
2.08
4
Обнос снаряжения. Разведка каньона
6
пешком
3.08
5
Прохождение Харажалгинского каньона
6
сплав
4.08
6
Конец каньона – начало Амбартагольского каскада
10
сплав
Обнос снаряжения
2
пешком
5.08
7
Прохождение Амбартагольского каскада
2
сплав
6.08
8
Конец каскада – водопад на р.Урик
24
сплав
7.08
9
Водопад – устье р.Хоньчин
2
сплав
пешком
Разведка нижнего каньона р.Хоньчин
4
8.08
10
Дневка
—
—
9.08
11
Устье р.Хоньчин – устье р.Даялык
24
сплав
10.08
12
Устье р.Даялык – ЛБ ниже притока Антошкин ключ
30
сплав
11.08
13
ЛБ ниже притока Антошкин ключ – ЛБ выше пос.Шанхар
54
сплав
12.08
14
ЛБ выше пос.Шанхар — ЛБ ниже пос.Инга
Антистапель
20
сплав
ЛБ ниже пос.Инга – г.Иркутск
230
авто
13.08
—
г.Иркутск – г.Санкт-Петербург
—
самолет
Итого активными способами передвижения: 202 км (по карте)
Техническое прохождение маршрута
День 0. 29.07
В 12.00 прилетели в Иркутск, встретились с группой. Микроавтобус уже ждал на парковке. Загрузились в машину и поехали в ТК «Деловые линии» за снаряжением. Руководитель по дороге сообщила в МКК и МЧС о выходе группы на маршрут. Заброску осуществляли совместно с другой группой из Санкт-Петербурга для удешевления стоимости, которая шла этот же маршрут в те же даты.
Это снизило нам стоимость трансфера примерно в два раза. На самом маршруте разделились и встречались только несколько раз на стоянках.
В 14.00 выехали в пос.Орлик, по пути остановились на обед. В дороге у нас дважды спускало колесо, поэтому в Орлике мы были только к полуночи. Заселились в гостиницу , предварительно договорившись с водителем на время отъезда следующего дня на 10.00.
пор.42 (4В), пор Бильярд (5А), пор.Винт (3), пор.Катапульта (5В)
Метеоусловия
Переменная облачность, +18-20°
В 9.30 утра уже были готовы отправляться на Жомболок, однако машина (Урал) приехала только в 12.00. Из-за этого позже приехали на место стапеля и в первый день отстали от графика.
В 15.00 прибыли на место стапеля – ЛБ р.Жомболок. Договорились с водителем о времени переброски на р.Урик на следующий день. Собрали катамараны, перекусили и в 17.30 вышли на воду. Определили порядок движения на реке:
1. К-2 №1 Рафтмастер «Гоша»: Лариса и Андрей
2. К-2 №2 Рафтмастер «Фокс»: Алена и Евгений
3. К-2 №3 Белрафт «2ТБд»: Юрий и Антон
Сплав начали с порога 42. Осмотрели порог, приняли решение идти с вещами установленным порядком со взаимной страховкой с воды.
Порог 42, 4В к.т.
N 52°41.957′ E 99°26.516′
Пологий слив 1,5 м через все русло. По центру слива проглядывается язык. Справа и слева мощные косые бочки.
Расположен за ЛП и плохо просматривается с наплыва. Далее на правом повороте под ПБ широкая поверхностная бочка. Осмотр по ЛБ.
Все экипажи прошли порог по центру без происшествий.
Через 1,5 км – порог Бильярд, 5А к.т.
N 52°41.874′ E 99°27.554′ (нач.)
N 52°41.896′ E 99°27.598′ (кон.)
Порог включает три поворота: левый, правый, левый. На первом повороте пологий слив около 1,5 м, валы, бочки до 1 м, на входе сильный боковой снос вправо и навал на скалу ПБ.
После слива, наоборот, струя сносит влево и выбрасывает на обливную плиту — остров. Вровень с этой плитой — второй слив и пенный петух высотой 1.5-2 м. Слева от острова побочная протока, в которую сильно наносит струя.
После порога разлив и сужение с небольшим сливом. Осмотр по ЛБ.
Осмотрели порог, определили порядок прохождения – К-2 №3, №1 и затем №2.
К-2 №3 прошли первый слив по центру, снесло в лево, начали отрабатывать в ПБ, пробили бочку ближе к ЛБ и ушли за поворот на страховку с воды.
К-2 №1 в первом сливе оказались слишком близко к ЛБ, из-за чего стало сильно тащить влево, к скале, но успели сориентироваться, сделали разворот судна через левый борт и в последний слив ушли уже носами по струе. Встали с ЛБ на страховку и фото-видеосъемку.
К-2 №2 влетели в первый слив с большим углом в ЛБ, судно сразу развернуло кормой вперед и левый гребец довернул его носами по течению.
Через 200 м порог Винт, 3 к.т.
N 52°41.978′ E 99°27.737′
На крутом ЛП сужение с сливом около метра. По сливу чистый пологий язык. Далее разлив.
Прошли установленным порядком по центру, без осмотра.
Через 300 м начинается порог Катапульта, 5В к.т.
N 52°41.960′ E 99°27.758′ (нач.)
N 52°41.952′ E 99°28.014′ (кон.)
После большого разлива река собирается в узкое русло с нарастающей скоростью течения.
Порог начинается мощной и широкой бочкой через все русло реки, после которой на плавном левом повороте через 10 метров расположен водопадный слив около 2.5 метров.
После слива идет участок быстротока с валами 1-1.5 метра и локальными небольшими сливами. Бочка за водопадным сливом глубокая и мягкая.
Порог заканчивается островом, разделяющим русло на две протоки. Осмотр по ЛБ.
Осмотрели порог, заодно обнесли вещи до стоянки за ним. Выставили береговую страховку со спасконцами – после основного слива и в конце порога.
Определили порядок прохождения – К-2 №3, затем №1, затем №2.
К-2 №3 пробили первую бочку ближе к ПБ, в основной слив зашли четко по центру, ушли от прижима в ЛБ и далее штатно прошли последний слив, зачалившись на ЛБ до острова на активную страховку.
К-2 №1 так же пробили первую бочку ближе к ПБ, но стало сильно тащить к ЛБ, в основном сливе левого гребца вымыло из упоров, но он вынырнул в «клетке» катамарана.
Сразу выбраться на раму не удалось, т.к. гоу-про камера зацепилась за чалку. Помог напарник, поэтому только после третьего слива уже получилось выбраться на судно. Сменили экипаж К-2 №2 на фото-видеосъемке и береговой страховке.
К-2 №2 прошли от первой бочки сильно левее, из-за чего врезались в скалу в основном сливе и судно перевернулось. Левый гребец не схватился за раму и оказался вне судна на струе, уйдя в последний слив самосплавом.
За последним сливом стоящий на страховке бросил морковку, но заплывший не поймал, сработала страховка с воды экипажем №2.
После прохождения порога встали лагерем на стоянку на ЛБ в 20.30.
День 2. 31.07
Участок маршрута
пор.Катапульта – зим.Шарза
зим.Шарза – п.Орлик – р.Урик
Км
5,5
Ходовое время (ч)
2ч
Препятствия (к.т.)
пор.49 (4А), пор.Недотрога (5А), пор.Вариант (3)
Метеоусловия
Переменная облачность, +18-20°
В 8.00 подъем. В 10.00 выход на воду.
Через 200 м порог 49, 4А к.т.
N 52°42.111′ E 99°28.286′
Пологий слив 1.5 м через все русло, за которым стоит мощная бочка. Далее участок быстротока до пор. Недотрога.
Сам порог не сложный, но группа, с которой мы делили стоянку предупредили нас, что в пороге лежит бревно и с воды читается плохо.
Потому мы еще утром сходили на осмотр порога и заодно осмотрели Недотрогу, которая начинается почти сразу после 49 порога.
Все экипажи прошли порог со взаимной страховкой с воды с ЛБ, где бочка выражена слабее и зачалились перед Недотрогой для выставления страховки и фото-видеосъемки.
Порог Недотрога, 5А к.т.
N 52°42.094′ E 99°28.413′ (нач.)
N 52°42.099′ E 99°28.449′ (кон.)
Порог начинается на левом повороте сливом 1.5 метра с косой бочкой. После чего река резко поворачивает влево, образуя косой сравнительно слив-горку высотой около 2.5 – 3 метров.
На повороте сильный нанос на ПБ, с которого неравномерно сливается вода, образуя глубокую яму под ПБ.
После кульминационной части участок быстротока с поворотом направо, заканчивающийся выходным сливом около 1.5 метров с мощными стоячими валами. После следуют разлив и спокойная вода.
Выставили точки береговой страховки после основного слива. Определили порядок прохождения – К-2 №1, затем №3 и затем №2.
К-2 №1 прошли первый слив под ЛБ, в основной слив смещаясь к ПБ, далее уходят под ЛБ для замены на страховку и фото-видеосъемку.
К-2 №3 так же прошли первый слив под ЛБ, далее смещаясь к ПБ, ушли в озеро для страховки с воды.
К-2 №2 слишком приблизились к ЛБ в первом сливе, из-за чего их развернуло и с основной слив они уже заходили кормой вперед, развернувшись за ним, ушли к ЛБ.
Через 1км порог Вариант, 3к.т.
N 52°42.118′ E 99°29.211′
В левой протоке горка-слайд около 1.5 м высотой с разгонной горкой. Нежесткая бочка за ним. За порогом разлив и плес. Прошли без осмотра установленным порядком по центру.
Далее 4км спокойного сплава до моста, где мы вышли на ПБ для промежуточного антистапеля и переброски на р.Урик. Разобрали катамараны и перекусили.
В 14.00 приехал Урал, выехали на р.Урик. Сделали небольшую остановку в п.Орлик.
В 21.30 прибыли на место стапеля р.Урик. Полянка небольшая, болотистая, разъезжена уралами. На стоянке уже были несколько групп. Нашли место в 400 м от реки, более менее сухое и ровное. Разбили лагерь, поужинали.
24.00 отбой.
День 3. 1.08
Участок маршрута
р.Урик (до устья второго ручья слева) – ниже притока р.Хагархаб
Км
6
Ходовое время (ч)
7
Препятствия (к.т.)
«Сад камней»
Метеоусловия
Переменная облачность, +18-20°
08.00 подъем, завтрак. Сборка катамаранов.
12.00 выходим на воду. Уже через час понимаем, что дальше не пройти, приходится проводить суда пешком по воде, очень мелко.
Таким образом, пройдя меньше 2 км за 2 часа, разведываем берег на предмет обноса. Берега заболочены, обносить сложно, но периодически проглядывает вездеходная дорога по ПБ.
Принимаем решение разгрузить катамараны и обнести вещи, а пустые суда провести далее по реке.
В 19.00 видим стоянку на ЛБ за притоком. Останавливаемся на отдых и принимаем решение, что сегодня дальше уже не пойдем, т.к. сильно вымотаны.
20.30 ужин.
23.00 отбой.
День 4. 2.08
Участок маршрута
ниже притока р.Хагархаб – ниже притока р.Убэр-Баргутэй.
Река становится уже и после притоков количество воды стало больше. Проводить намного легче. Проводку осуществляем с вещами, чаще удается сесть на катамаран.
К концу участка сплавляемся почти без проводок. Пороги идутся сходу. Линия движения читается с воды.
Участок «дикого Урика», 3 к.т.
N 52°16.316′ E 100°46.678′ (нач.)
N 52°16.282′ E 100°46.676′ (кон.)
Затяжной участок 10-11 км с фоновым сплавом 3 к.т. и несколькими локальными порогами, которые идутся сходу. Условно начинается в 2км перед притоком Хара-Нурай-Холой, который вытекает из оз. Хара-Нур. Заканчивается порогом Трехслойный.
Порог Предбанник, 3 к.т.
N 52°16.968′ E 100°50.136′
Порог Баобаб, 3 к.т.
N 52°17.063′ E 100°50.435′
Порог Заминка, 3 к.т.
N 52°16.814′ E 100°54.586′
Порог Трехслойный, 3 к.т.
N 52°16.666′ E 100°54.982′
Порог Монумент. 3 к.т.
N 52°16.666′ E 100°55.585′
Начинается разгонным прямым участком с обливными камнями в русле. Небольшие валы. Впереди виден сам камень-монумент, прижатый к ЛБ.
Перед ним несколько небольших до 0.5 метра сливов с обливных камней. На ПБ у камня-монумента улово и хорошая стоянка.
Прошли порог Монумент без происшествий, он же является началом каньона. В 16.00 подошли к стоянке, здесь же тропа обноса каньона. Перекусили, пошли обносить вещи.
Обнос занял 2 часа, заодно осуществили разведку каньона.
В нашу воду не представляли ничего особенного. Шли походной колонной со взаимостраховкой.
Порог Пирамида-1, N 52°16.994′ E 100°57.208′
Два мощных слива с интервалом 5 м. высота 1-го около 2 м., 2-го около 1,5 м.
Шли без предварительного осмотра. Первым прошел к-2 №1, зачалился с ПБ для страховки и фото-видео съемки. Далее к-2 №2 и к-2 №3. Все экипажи периодически «застревали» на камнях, но успешно прошли участок.
Порог Пирамида-2, через 50 м после Пирамиды-1.
Слив около 2 м, запертый огромным валуном – габаритный не проход, обнос по левому берегу.
Осмотрели, обнесли порог с ЛБ.
Порог Первый Поцелуй, N 52°16.967′ E 100°57.325′
Горка с изломанной линией движения через двое ворот со сливами по 1-1,5м.
Представляет собой серию узких ворот, расположенных в шахматном порядке, со сливами до полутора метров.
Шли по основной струе походной колонной с попеременной страховкой с воды.
Порог Проводка-1, N 52°16.948′ E 100°57.430′
Горка с падением около 5-6 м, узкие ворота из надводных камней, негабаритные для катамаранов.
Осмотрели, и обнесли по скалам и крупным глыбам ЛБ.
Порог Проводка-2
Вторая ступень — серия из трех сливов: первый около 2-х м., второй и третий — примерно 1,5 м. После третьего слива небольшая бочка.
Струя петляет между камнями. Шли под правый берег, потом резкий уход влево. Далее начинается теснина, уходящая к философскому камню.
Порог Философский камень
N 52°16.933′ E 100°57.531′
Скальный коридор шириной 6 м перегорожен огромным камнем с сильным навалом на него всей реки. Ударяясь о него река разделяется и узкими протоками сифонит в щели справа и слева.
Ширина каньона шесть метров, высота стен тридцать метров. После входа в каньон, через пятьдесят – шестьдесят метров поворот налево и трёхступенчатый прижим к скалам ПБ.
Чуть ниже, крупный камень перегородил всю реку, слева проход 0.5 метра, справа сифон, это и есть «философский» камень.
Первым шел к-2 №1 – зачалились в улове на ЛБ в коридоре. Следом пошли к-2 №2, передали по рации, что к-2 №3 может причаливать.
Решили первый катамаран, который пойдет к камню пристраховать морковкой. К-2 №2 отправился первым, к камню подошел кормой. За ним к-2 №3 так же на страховке и следом к-2 №1, без страховки, но без каких-либо сложностей судно удалось помочь зачалить с камня.
Перетащили суда через камень.
Порог Избавление, N 52°16.960′ E 100°57.581′.
Длина порога метров 100. В пороге две ярко выраженные протоки, разделяемые на входе высоким пирамидальным камнем. Слалом между камнями и небольшие сливы.
Заходили справа, потом смещались в центр, и уходили вправо рядом со скалой ПБ, ныряли в слив.
Порог Последнее пристанище, N 52°16.986′ E 100°57.659′.
Препятствие представляет собой каменистые горки с узкими проходами среди камней, которые расположены друг за другом, разделённые небольшими участками быстротока.
Продолжение предыдущего порога. Слалом между камнями. В центре и выходе два слива высотой около 1 м.
Шли по основной струе, взаимостраховка с воды.
Порог Рок-н-ролл, N 52°16.949′ E 100°57.705′
Расположен на правом повороте, на выходе из скальных ворот. 2 протоки разделенных островом. Правая мелководная канализация, левая – мощный поток, в конце бочка, в котором стоит не обходной зуб.
Первую часть порога обнесли за высокий камень по ЛБ. Стартовали сразу за бочкой. Слалом между камнями, чалка на ПБ перед порогом Харакири.
Порог Харакири, N 52°16.932′ E 100°57.772′
Порог следует через несколько десятков метров за порогом «Рок-нролл». Чалка, осмотр и обнос по крупнокаменистой осыпи ПБ. Протяжённость ~100 м. Крутая горка с перепадом высот 3-4м, полностью забитая камнями — для катамаранов гарантированный негабарит.
На выходе с правого берега огромный бом, к которому сильно прижимает.
Слив, разделенный большим валуном, левая часть перегорожена бревном, правая – габаритный не проход.
Обнесли по камням ПБ, стартовали сразу за сливом из небольшого улова.
Далее до стоянки небольшие шиверы.
16.00 встали на стоянку.
20.00 ужин.
23.00 отбой.
День 6. 4.08
Участок маршрута
Конец Хара-Жалгинского каньона – начало Амбартагольского каньона
Разведка каньона. Обнос снаряжения.
Км
10
Ходовое время (ч)
2 сплав +2 пешком
Препятствия (к.т.)
Пор.Змейка (3)
Метеоусловия
Переменная облачность, +18-20°
08.00 подъем.
10.30 выход на воду.
Течение спокойное, река сильно петляет. Дважды пришлось перетаскивать катамараны через упавшие деревья.
Порог Змейка, 3 к.т.
N 52°18.097′ E 101°05.333′
Резкое увеличение уклона реки. В русле появляются крупные камни. В средней части порога сливы 0.7-1 метр, обливные камни, неглубокие бочки.
Линия читается с воды. После порога небольшой разлив, улово справа. Дальше река разгоняется и подходит к Амбартагольскому каньону.
12.30 дошли до начала тропы обноса Амбартагола. Тропа начинается на ЛБ в 200 метрах от первой ступени каньона. Тропа круто забирает вверх на протяжении 1/3 обноса. Потом идет по крутой полке, то поднимается вверх, то вниз. И в конце выходит на большую поляну. Принято решение – обедать, потом обносить вещи.
17.00 пришли на стоянку.
20.00 ужин.
23.00 отбой.
День 7. 5.08
Участок маршрута
Прохождение Амбартагольского каньона
Км
2
Ходовое время (ч)
5
Препятствия (к.т.)
«Амбартагольские щёки» ступень 1, ступень 2, ступень 3
Метеоусловия
Переменная облачность, +18-20°
08.00 подъем.
10.00 вышли на тропу к началу каньона.
12.00 вышли на воду.
Каньон Амбартагольский, 1 ступень, 5А к.т.
N 52°17.848′ E 101°06.026′ (нач.)
В 200 метрах ниже места чалки для обноса вещей. Чалка для осмотра на ЛБ. Длина ступени около 500 метров.
Слив около 1 метра сложной конфигурации с обливных камней, за которым мощная бочка. Далее навал на крупный камень, левее которого серия сливов 0.5-0.7 метра. В русле голые и обливные камни. После ключевой части S-образный трек с валами до 1 метра и локальными косыми бочками.
На выходе первой ступени ворота из камней. Улова справа и слева за большими камнями у берегов. Далее V-образный слив через всю реку и шивера с небольшими валами. Кончается первая ступень мощным сливом около 1 метра с мощной бочкой через все русло, подпертой камнями с двух сторон.
Дальше хорошее улово для чалки и страховки под ЛБ. Определили порядок прохождения – к-2 №1, к-2 №3, к-2 №2. Осмотрели 1 ступень, наметили улово для чалки.
Первым пошел к-2 №1, зачалился с ЛБ через 100 м. За ним стартовал к-2 №3. Встали на страховку и для ожидания к-2 №2. Через 5 минут после старта экипажа №2 видим, что они идут на сдутом баллоне, чалятся на ПБ.
Перечаливаем к ним. Порвано днище правого баллона и внутренний баллон. Приходится вставать на ремонт. Повезло, пока мы клеились, заканчивается дождь, все быстро просохло. На ремонт ушло порядка 2ух часов.
После ремонта продолжаем движение в том же порядке с промежуточными чалками, иногда к-2 №1 с к-2 №3 меняемся местами.
В конце 1 ступени чалка на ПБ для осмотра 2ой ступени. К-2 №1 зачалились с ЛБ из-за сломанного весла. Решили, что осмотрим следующую ступень со скалы, пока остальные осматривают с ПБ.
Каньон Амбартагольский, 2 ступень, 5А к.т.
N 52°17.592′ E 101°06.322′ (нач.)
Через 10 метров после окончания первой ступени слева большой камень-плита, перед которым хорошее улово. Длина второй ступени около 200 метров.
Далее идет косой слив справа-налево около 0.5 метра, после чего поток сливается налево с обливной плиты. Далее S-образный трек между крупными валунами в русле, множество сливов от 0.5 до 1 метра высотой.
После крупного камня-автобуса по центру реки прижим в скалу ПБ и разгонный чистый участок под ПБ в конце которого несколько валов 1-1.5 метра и загромождение русла крупными камнями-валунами.
Поток отжимается влево в ворота между скалой-камнем слева и большим камнем по центру. Идет мощный навал на камень по центру вместе с неоднородной мощной сбойкой струй. Заканчивается крутой скальной стенкой коричневого цвета на ЛБ и относительно спокойно водой.
Улово на ЛБ у скалы или чуть дальше на повороте у ПБ. Слева и справа вертикальные крутые стенки.
К-2 №1 со скалы дали сигнал к-2 №3 идти первыми и встать в удобном улово для страховки с воды. Лариса осталась на скале для съемки, Андрей с морковкой спускается вниз к реке.
К-2 №3 прошел без затруднений, ушли от навала на камень и зашли четко в ворота, немного зацепив камень-«автобус». Встали с ПБ на страховку.
К-2 №2 без скорости заходят в слив, их разворачивает кормой, второй слив разворачивает лагом, далее тащит на камень, на который их в итоге и наваливает и распирает в негабаритном сливе между двумя камнями.
Даем сигнал в рацию, что Андрей с морковкой идет к ним. За это время Женя принимает решение слезть с судна, чтобы стащить его с камня, но поскальзывается и уходит самосплавом вниз по реке.
Через пару метров ему удается встать и самостоятельно выбраться по мелководью к катамарану. В это время Андрей бросает оставшейся одной на судне Алене и вытаскивает ее. Даем ребятам отдышаться, через пару минут заходят второй раз и уже успешно проходят участок.
К-2 №1 прошли без происшествий, немного зацепит на камень-«автобус». Встали с ПБ для осмотра 3ьей ступени.
Каньон Амбартагольский, 3 ступень, 5А к.т.
N 52°17.499′ E 101°06.590′ (нач.)
Длина около 200 метров. От места чалки на ПБ начинается сад больших камней-валунов, между которыми есть почти габаритные проходы для катамаранов.
Большая часть воды уходит под ЛБ, в правой части воды меньше, своеобразная миниканализация между камнями. Под ПБ видна и понятна линия движения. После впритык габаритных ворот из камней участок быстротока и река снова собирается после сада камней.
В левой части навал на обливную глыбу с большим обратным петухом, по центру несколько обливных камней друг за другом, в правой части косой слив, бьющий вправо в камень с абсолютно вертикальной стенкой.
После чего в метрах в 15 крутоватый слив 1 метр и глубокая бочка через все русло. Далее улово по ЛБ и ПБ. Разведка ступени по ПБ, т.к. слева крутая скальная стенка. После окончания спокойная вода с небольшим быстротоком.
К-2 №1 выходит первый. Слалом между камнями, обошли справа огромный камень, далее маневр влево, снова вправо, затем непроход. Приходится вылезать и обносить с ПБ. Дали сигнал остальным судам, что впереди обнос.
К-2 №2 сели на камень, поэтому первыми подошли к-2 №3, обнесли и сразу ушли вперед на страховку за вторым сливом с ПБ.
К-2 №2 не зачалились перед непроходом и ушли в навал на камень с ЛБ кормой, сразу за камнем торчит зуб, на который они налетели лагом. Однако, смогли слезть с зуба и ушли во второй слив.
За ними прошли к-2 №1, без происшествий.
Далее фоновый участок метров 600 с локальными препятствиями до лагеря.
17.00 чалка к ЛБ к месту стоянки.
20.00 ужин.
23.00 отбой
День 8. 6.08
Участок маршрута
Конец Амбартагольского каньона – вдп. на р.Урик
Км
24
Ходовое время (ч)
5
Препятствия (к.т.)
Шиверы, пороги до 2 к.т. Урикский водопад, обнос
Метеоусловия
Переменная облачность, +18-20°
08.00 подъем, завтрак.
10.00 выход на воду, идем не торопясь, с периодическими периодами отдыха.
15.00 подошли к водопаду. Перекусили. Решили встать лагерем на верхней стоянке и обнести суда с вечера.
20.00 ужин.
23.00 отбой.
День 9. 7.08
Участок маршрута
Водопад – устье р.Хоньчин
Разведка нижнего каньона р.Хоньчин
Км
Сплав 2 + пешком 1
Ходовое время (ч)
3,5
Препятствия (к.т.)
Шиверы, пороги 2 к.т.
Метеоусловия
Переменная облачность, +18-20°
08.00 подъем.
10.00 выход на воду.
Через 2 км приток ‒ р.Хоньчин. Изначально планировалось, что если уровень воды позволит, мы сплавимся по нижнему каньону реки.
Осматривали с ЛБ притока. Осмотр затруднен крупным курумником. Тем не менее, прошли около 1 км вверх по реке. Однако, уровень воды нам показался довольно низким для сплава. Занос катамаранов вверх того не стоил.
13.30 перекусили. Приняли решение, что так как сплав по Хоньчину не удался, мы не очень устали и готовы на следующий день вместо запланированной дневки пройти дальше до базы МЧС Соболь и сделать дневку там, чтобы воспользоваться баней.
14.30 свободное время. Полудневка.
20.00 ужин.
23.00 отбой.
День 10. 8.08
Участок маршрута
Устье р.Хоньчин – устье р.Даялык
Км
24
Ходовое время (ч)
6
Препятствия (к.т.)
Шиверы, пороги 1-2 к.т.
Метеоусловия
Переменная облачность, +18-20°
08.00 подъем, завтрак.
10.00 выход на воду.
12.00 подошли к рыбацкой базе на ЛБ, сначала приняли ее за базу МЧС «Соболь». Сверившись с треком, поняли, что надо идти дальше.
16.00 встали на стоянку за базой МЧС «Соболь». Здесь к нам обратились ребята из Екатеринбурга с просьбой о помощи. У них заболел участник похода, а нужного в аптечке не оказалось. Мы отправили нашего медика – Алену на помощь.
Уже через час нам принесли 2 большие рыбины в качестве презента за «спасение» участника. Далее на маршруте еще несколько раз пересекались с ребятами, оказывали посильную помощь с помощью аптечки и медика.
20.00 ужин.
23.00 отбой.
На базе можно воспользоваться баней, что мы и сделали на дневке.
В некоторых лоциях этот порог еще называют “Убийцей плотов”. Порог начинается на ПП реки. Справа галичная отмель. На повороте первый прижим к скале ЛБ у которой мощная и глубокая бочка, подпертая скалой слева.
Правее чистый проход. Метров через 30 после бочки струя бьет в выступающую с ЛБ скалу – второй прижим. Слева большая суводь. Далее резкий поворот на 180 градусов, огибая эту скалу и прижимает уже к третьему прижиму – скалам правого берега. Далее спокойная вода.
Проходим порог сходу, без происшествий.
Через 1 км порог Чертики-1, 3 к.т.
N 52°36.151′ E 101°18.749′
Длина около 300 м. Река входит в невысокие скальные стенки. Много косых течений и сбоек. Валы до 0.5 метра. Линия движения читается сходу.
Порог Чертики-2, 4А к.т.
N 52°36.414′ E 101°18.790′
Через 350 метров после Чертиков-1. Слева галечная отмель, под ЛБ побочная протока. Основная струя идет в протоку под ПБ. В правой протоке сужение русла и косой пологий слив справа — налево высотой около 1.5 м.
После слива мощная бочка с большой обраткой. Под ПБ за сливом улово и отвесная скала.
Проходим оба порога сходу, походной колонной с взаимной страховкой с воды. Чалимся с ПБ для осмотра следующего порога и выставления фото-видео.
Порог Чертики-3, 4А к.т.
N 52°36.470′ E 101°18.749′
Через 600 метров после Чертиков-2. После ПП. Тропа осмотра и чалка перед порогом на ПБ. Река входит в скальный коридор. На заходе в левой части крутой слив около метра высотой с бочкой. Справа более чистый и пологий язык.
После слива струя прижимает к камню ПБ. Далее участок 20 метров быстротока. На выходе в центре русла обливные камни и косые валы до 1 метра. После порога разлив и хорошее улово под ПБ.
Первым пошел к-2 №3 – без каких-либо сложностей по основной струе. Встал на ЛБ для страховки. Далее к-2 №2. На входе поставило лагом и судно попало в прижим к камню с ПБ, в итоге смогли выйти на струю и далее уже без происшествий прошли вторую ступень по основной струе. Встали с ЛБ.
За ними к-2 №1 – без происшествий по основной струе.
После прохождения перекусили. Отправились дальше.
В 16.00 встали на стоянку.
20.00 ужин.
23.00 отбой.
День 13. 11.08
Участок маршрута
ЛБ ниже притока Антошкин ключ – ЛБ выше пос.Шанхар
Км
54
Ходовое время (ч)
8
Препятствия (к.т.)
Шиверы, пороги 1-2 к.т.
Метеоусловия
Переменная облачность, +16-18°
08.00 подъем, завтрак.
10.00 выход на воду. Участок без явных препятствий. Встречаются несложные шиверы, стоянок практически нет.
18.00 встали на рыбацкую стоянку на галечном берегу.
20.00 ужин.
23.00 отбой.
День 14. 12.08
Участок маршрута
ЛБ выше пос.Шанхар — ЛБ ниже пос.Инга. Антистапель
ЛБ ниже пос.Инга – г.Иркутск
Км
20
Ходовое время (ч)
4
Препятствия (к.т.)
Шиверы, пороги 1-2 к.т.
Метеоусловия
Дождь +15-18°
08.00 подъем, завтрак.
10.00 выход на воду. Течение медленное. Сильный туман, холодно и дождь.
14.00 подошли к стоянке на антистапеле. Обед, разбор катамаранов.
Мобильная связь на стоянке не ловит, пришлось идти в поселок Инга для установления связи с водителем. Договорились о времени выброски.
24.00 приехал водитель, загрузились в машину, выехали в г.Иркутск.
05.00 прибытие в город, заезд в ТК для отправки вещей.
Далее в аэропорт до г.Санкт-Петербурга.
Конец маршрута.
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
Потенциально опасным участками маршрута являются пороги 5 категории трудности, а также участки реки Урик – каньоны Хара-Жалгинский и Амбартагольский.
На порогах и всех сложных участках в обязательном порядке осуществлялась предварительная разведка с осмотром и выставлением страховки.
Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте
Долина вулканов в Бурятии (Восточный Саян)
ПАДЬ ХИГОЛ
Восточный Саян — горная система в Сибири, протянувшаяся из России в Монголию. Знаменитая долина находится в месте, где сходятся два хребта — Окинский и Большой Саян. Здесь берёт начало горная речка Жомболок. К северу раскинулось озеро Хара-Нур. Поскольку лавовые поля тянутся по долине реки Хигол, это место называют также Падью Хигол.
Падь в Сибири — это горная долина без стока. Административно местность относится к Окинскому району Республики Бурятия.
Окинский хребет имеет длину порядка сотни километров при максимальной высоте 2500 м. Он сложен гранитами, гнейсам и кристаллическими сланцами. Склоны поросли кедрачом. Хребет тянется вдоль границы Иркутской области с Бурятией и служит водоразделом рек Ия и Хойто-Ока.
Хребет Большой Саян имеет более внушительные размеры. Его протяжённость составляет 150 км, а высшей точкой считается гора Мунку-Сардык (3491 м). Именно её дважды покорял геолог Сергей Перетолчин. Горный массив фактически является естественной границей между Россией и Монголией. Оттого его западная часть называется Пограничным хребтом. Местные горы имеют типичный альпийский облик.
Русло Хигол имеет зигзагообразную траекторию. Соответственно, такую же форму имеет падь. Она ориентирована с юго-запада на северо-восток и имеет протяжённость порядка 20 км. Долина имеет пологое залегание. Перепад высот составляет всего 350 м — от 1650 м над уровнем моря у берегов озера Хара-Нур до 2000 м возле вулкана Старый. Её естественным украшением являются вулканические конусы и кратеры.
Горы сложены породами исключительно вулканического происхождения. Через многочисленные трещины в расплавленном виде они изливались на поверхность и застывали, образуя чёрные поля. При течении жидкая магма повторяла изгибы горной долины. Позже её «русло» заняла река Хигол. В крайней зоне пади находятся три вулкана — Перетолчина, Старый и Кропоткина.
Вулкан Перетолчина — это внушительный правильный конус, который высится посередине лавового поля. Диаметр кратера составляет 140 м, а глубина — 30 м. На дне скопилась вода, образовав миниатюрное озеро идеально круглой формы диаметром около 10 м.
Верхняя отметка конуса находится на высоте 2050 м над уровнем моря.Шлаковый конус имеет высоту 110 м. Он состоит из обломков вулканического шлака, мелких вулканических бомб (лапиллей) и больших вулканических бомб размером более метра. Склоны вулкана поросли кустарником и редкими лиственницами. На фоне местного ландшафта конус выглядит совершенно инородным телом. Для Саян такая картина — редкость.
Вулкан назвали по имени иркутского геолога Сергея Павловича Перетолчина. С 1896 года он занимался изучением Восточного Саяна. Учёный дважды поднимался на вершину Мунку-Сардык, высочайшую в этом районе. Вершина Мунку-Сардык.
В 1914 году он отправился в четырнадцатую по счёту экспедицию. Целью исследователей был самый восточный вулкан долины — тогда ещё безымянный. На лавовом поле группа разделилась, поскольку одна из лошадей провалилась в трещину, и её нужно было вытаскивать.
Перетолчин отправился дальше один. Больше живым его никто не видел. Была организована поисковая операция. Следы геолога обрывались в нескольких километрах от конечной цели. Останки нашли спустя год. Возле скелета на штативе стояла фотокамера, приготовленная для съёмки. Вещи, деньги и документы оказались не тронуты. Причина смерти так и осталась загадкой. Позже тот самый вулкан, к которому направлялась экспедиция, назвали именем Перетолчина.
С него виден и другой вулкан, расположенный всего в трёх километрах в юго-восточном направлении. Российское Географическое общество присвоило ему имя известного русского географа и геоморфолога Петра Алексеевича Кропоткина.
Учёный занимался исследованием тектонического строения Сибири. Конус выделяется на фоне окружающих гор, поскольку вообще не имеет растительности. Вулкан Кропоткина
Высота вулкана над лавовой поверхностью всего 90 м. Зато глубина очень большая — 60 м. В воронку легко поместится двадцатиэтажный дом. На дне кратера имеется круглая сухая площадка диаметром 20 м.
Размер воронки достигает 200 м. Конус сложен базальтовым шлаком, который имеет чёрный цвет с зеленоватым оттенком. Выглядит он зловеще.
В окрестностях вулканов живописен сам застывший лавовый поток. Создаются впечатление, будто раскалённая масса затвердела только вчера. Внутри потока торчат рёбра огромных обломков породы, которые каменная «река» тащила вслед за собой.
В некоторых местах магма по каким-то причинам останавливалась и застывала, отчего возникали поперечные стены высотой до пяти метров. Иногда поток обрывается к борту долины десятиметровыми стенами. Кое-где можно увидеть конусообразные «горнитос» — трубки взрыва, по которым из лавы вырывались газы.
ОКРЕСТНОСТИ ДОЛИНЫ
В Долине вулканов берёт начало река Жомболок, хорошо известная любителям сплавов. Она берёт начало в озере Бурсагай-Нур на высоте около 1600 м, течёт по лавовой долине и впадает в Оку Саянскую, являясь её левым притоком. Речку нельзя назвать широкой — её максимальная ширина не превышает десятка метров. Местами она и вовсе сужается до пяти метров. Купаться в ней невозможно даже в разгар лета, поскольку температура не поднимается выше +10 °C.
Сплавщикам она известна благодаря порогам 3–5 категорий сложности. Самое интересное, что зимой участок реки, где находятся препятствия, замерзает. А вот на равнинной части, где течение более спокойное, река остаётся безо льда круглый год. В нижней части течения, перед впадением в Оку, имеется водопад Малый Жомболок.
Неподалёку от Долины вулканов расположено озеро Хара-Нур. Оно образовалось из-за того, что застывшие потоки лавы перекрыли реку Жомболок. Отсюда его необычная форма, в плане напоминающая букву «Г». Его длина не превышает 8 км, а ширина — колеблется в пределах одного километра. При таких параметрах озеро можно принять за широкую реку. С бурятского «хара» переводится как «чёрный», а «нур» означает «озеро». Получается «чёрное озеро». С цветом воды этот никак не связано. «Чёрными» буряты называют все пресноводные водоёмы.
Дополнительные сведения о походе
Характеристика природных условий местности
Маршрут пролегает в районе Тункинских, Китойских и Бельских гольцов. Район путешествия входит в Прибайкальскую горно-таёжную область, которую объединяют хребты, окаймляющие озеро Байкал. Горы сложены главным образом гранитами и известняками.
Вершины хребтов достигают в среднем 1700-2700 метров. Межгорные котловины залегают на высоте 500-700 метров. С геологической точки зрения это молодые горы, в значительной степени сохранившие не сглаженный временем резкий характер первоначальных образований. Основные реки этого района – Иркут, Китой, Онот, Урик мощные таёжные реки, широкие в верховьях и низовьях, зато сжаты в средней части с множеством порогов.
Климат района — резко континентальный, влияние Байкала сказывается слабо. Максимальное количество осадков приходится на июль и август. Температура воздуха в эти месяцы днем колеблется от 20 до 30ºС, ночью от 10 до 15ºС. Температура воды в реках: в верховьях — от 4 до 8ºC, в среднем течении — от 8 до 12ºC. Для рек характерны дождевые паводки, во время которых вода может подниматься чрезвычайно быстро. Таких паводков в течение лета может быть несколько.
Характеристика проходимых рек
Река Жомболок
Сплав по реке Жомболок происходит в Бурятии, к западу от Байкала. Название реки, скорее всего, имеет тувинские корни – «болок» у тувинцев означает «река» или «ручей». Её истоком является озеро Бурсагай-Нур. Длина реки всего около 60 километров. Река интересна тем, что течёт по долине, которую образовали лавовые потоки. В далёком прошлом в этих местах извергались вулканы, а по долине вместо воды текла жидкая магма. На всём своём протяжении река течёт по лавовым полям, покрытым в основном смешанным лесом. Часто попадаются голые лавовые выходы.
Река маловодна, расход воды составляет от 15-20 кубометров в секунду у озёр Олон-Нур и до 25-35 — в устье. Ширина реки варьируется от 8 до 50 м, но она часто делится на узкие протоки. Всё падение реки сосредоточено на локальных препятствиях.
Выше озёр Олон-Нур река очень маловодна, сильно завалена. Видимо, часть воды течёт под землёй. Выше озера Бурсагай-Нур наземного русла практически нет. В верховьях долина Жомболока перегорожена лавовыми массами, вытекавшими по пади Хи-Гол. Выше этого места образовалось подпруженное лавовыми потоками озеро Хара-Нур. Участок порогов (относительно небольшой) находится между озёрами Олон-Нур и Шарзинской котловиной.
Река Урик
Берет начало из небольшого горного озера в Китойских Гольцах Восточного Саяна и принадлежит бассейну Ангары. Она вытекает из небольшого озера, расположенного на заболоченном высокогорном плато. Урик является правым притоком Большой Белой, которая, сливаясь с Малой Белой, принимает название Белая и впадает в Ангару. Все притоки Урика относятся к малым рекам и ручьям. Питание преимущественно дождевое.
Водный режим характеризуется невысоким половодьем и летними дождевыми паводками, которые могут превышать по водности половодье. Самый многоводный месяц – июль.
Перечень специального снаряжения
Групповое
Личное
Наименование
Количество
Наименование
Количество
Катамаран К-2 «Рафтмастер»
2
Каска
1
Катамаран К-2
«Белрафт»
1
Весло
1
Спас конец («Морковка»)
3
Спас жилет
1
Весло запасное
3
Особенности общественного и личного снаряжения
Для фото и видеосъёмки использовались мобильные телефоны и экшн камера Go Pro Hero 8.
Для навигации по маршруту использовалась топографическая карта (масштаб 1:100000), а также навигатор Garmin с отмеченными точками основных препятствий и возможными местами стоянок.
Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
Статья расходов
Общая стоимость, руб.
Стоимость с чел., руб.
Транспорт
Авиа-билеты г.СПб-г.Иркутск (туда и обратно)
198000
33000
Автомобиль г.Иркутск – пос.Орлик
30000
5000
пос.Орлик – зим.Хадарус
15000
2500
пос.Орлик – р.Урик
20000
3334
Автомобиль пос.Инга – г.Иркутск
27000
4500
Питание на маршруте
Раскладка
30000
5000
Газовые баллоны
1500
250
Безопасность
Страховой полис
3100
517
Групповая аптечка
1700
283
Ремонтный набор
800
133
Прочие расходы
Гостиница в п.Орлик
3000
500
ИТОГО
330100
55017
***Раскладка была составлена из расчета двух горячих приготовлений пищи (завтрак, ужин), перекус (обед), карманное питание в виде сухого пайка (орехи, сухофрукты, энергетические батончики и т.д.). Приготовление пищи утром и вечером осуществлялось на дровах, проблем с их наличием на стоянках не возникало.
Координаты препятствий и возможных точек стоянок
Название
Координаты
Комментарий
Гостиница п.Орлик
N 52°30.854′ E 99°49.372′
Гостевой дом
Тел. 89140565039; 89516309771
Адрес: п.Орлик, ул.Школьная,4
Стоянка п.Орлик
N 52°31.845‘ E 99°47.220‘
Хорошая стоянка за пос. Орлик. Нормальный спуск к воде. Много места.
Стапель р.Жомболок
N 52°42.072′ E 99°26.527′
ЛБ. Зимовка Хадарус
Стоянка до пор.Катапульта. Тропа обноса и осмотра
N 52°41.992′ E 99°27.880′
ЛБ
Стоянка за пор.Катапульта
N 52°42.060′ E 99°28.030′
ЛБ
Стоянка на пор.Недотрога
N 52°42.117′ E 99°28.424′
ЛБ
Стоянка на пор.Вариант
N 52°42.120′ E 99°29.235′
ЛБ
Место окончания сплава на р.Жомболок. Промежуточный антистапель
N 52°42.755′ E 99°31.987′
ПБ. Удобное место для промежуточного антистапеля и для подъезда на машине
Начало сплава р.Урик
N 52°13.876′ E 100°42.584′
ЛБ. Небольшая стоянка для малой группы, окруженная болотом. Спуск к воде приемлемый
Старая смытая стоянка за пор.Трехслойный
N 52°16.610′ E 100°55.198′
ПБ. Не очень хорошая. Далее по тропе можно дойти до более приличной стоянки у пор. Монумент
Стоянка на пор.Монумент
N 52°16.615′ E 100°55.615′
Хорошая стоянка на ПБ на пороге Монумент, непосредственно напротив самого камня-монумента.
Начало тропы обноса Хара-Жалгинского каньона
N 52°16.638′ E 100°55.608′
ПБ. Отчетливо видна на стоянке перед каньоном, хорошо читается с воды
Стоянка за Хара-Жалгинским каньоном
N 52°16.728′ E 100°58.290′
Хорошая стоянка для средней группы. ПБ.
Стоянка за Хара-Жалгинским каньоном
N 52°16.511′ E 100°58.875′
Большая стоянка. ПБ.
Стоянка за Хара-Жалгинским каньоном
N 52°16.414′ E 100°59.349′
Отличная большая стоянка ПБ.
Начало тропы обноса каньона Амбартагол
N 52°17.993′ E 101°05.871′
ЛБ. Отчетливо видна на стоянке перед каньоном, плохо читается с воды
Стоянка за каньоном Амбартагол
N 52°17.578′ E 101°07.051′
ЛБ. Небольшая стоянка
Чалка перед Урикским водопадом
N 52°28.894′ E 101°06.473′
Чалка на ПБ перед водопадом. За галичной косой, которую огибает река.
Водопад на р.Урик
N 52°28.973′ E 101°06.541′
Непроход, требует обноса
Верхняя стоянка на водопаде
N 52°28.899′ E 101°06.480′
ПБ. Хорошая стоянка для большой группы
Нижняя стоянка за водопадом
N 52°29.050′ E 101°06.573′
ПБ. Хорошая стоянка для небольшой группы
Приток р.Хончин
N 52°29.380′ E 101°07.203′
Осмотр с ЛБ
База МЧС «Соболь»
N 52°33.926′ E 101°21.605′
ЛБ. На базе можно воспользоваться баней
Место окончания сплава на р.Большая Белая
N 52°58.444′ E 102°02.450′
ЛБ. Важно не пропустить левый поворот на стоянку. С воды не видно. От стоянки до дороги 50 м.
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
1. В итоге, выбранная стратегия прохождения похода и компоновка группы оказалась удачной:
несмотря на малый состав группы, маршрут был пройден в полном составе без серьезных происшествий;
запланированный график позволил пройти маршрут с большим запасом времени и увеличил безопасность;
в результате прохождения маршрута та часть группы, которая ранее не имела подобного опыта сплава, получила его без аварий;
слаженная работа членов группы и удачное прохождение маршрута позволят в дальнейшем планировать и проходить новые, более сложные маршруты, при условии дальнейших совместных тренировок;
стоит обратить внимание, однако, на то, что уровень подготовленности экипажей нельзя признать одинаково высоким и каньонные участки маршрута оказались сложными для некоторых участников, что безусловно требует большей предпоходной подготовки для подобных маршрутов.
2. Пройденный маршрут очень красив и разнообразен.
3. Маршрут представляет интерес не только в спортивном плане, но и проходит по красивейшим местам республики Бурятия и может быть интересен для туристов-путешественников.
Отчет о водном походе по реке Жомболок; отчёт о водном походе по реке Урик подготовили: