Умба-Колвица

Отчёт о водном походе по реке Умба, Колвица 2021

Отчёт о водном походе по реке Умба, Колвица 2021: общая информация о маршруте

 

Справочные сведения о маршруте и группе

Вид туризмаКатегория сложностиПротяженность активной части походаПродолжительностьСроки проведения
общаяходовых дней
водныйтретья127 км8 дней7 дней5.07-12.07.2021г.

Группа в составе 9 человек: 4-ка «Вольный ветер»; 2-ка «Рафтмастер»; 2-ка «Вольный ветер»; 1-ка байдарка «Хатанга»

Район проведения — Мурманская область

Нитка маршрута: г. Санкт-Петербург – г. Апатиты – мост река Умба – река Умба (сплав) – пор .Падун (3к.т.) – Капустные озера – пор. Канозерский (3к.т.) – озеро Канозеро – р. Родвиньга – р. Низьма – пор. Падун на Низьме (3к.т.) – пор. Паялка (3к.т.) – река Умба – а/м мост деревня Умба – переезд на река Колвица – мост через реку Колвица на трассе г.Кандалакша-дер.Умба – река Колвица (сплав) – пор. Белый (3к.т.) – пор. Черный (4к.т., обнос) – вдп. Мельничный (5к.т., обнос) – посёлок Колвица  – г.Кандалакша – г. Санкт-Петербург

уровень воды река Умба – высокий

уровень воды река Колвица – средний

Схема маршрута по реке Умба

Схема маршрута по реке Умба 1

Схема маршрута по реке Колвица

Смотрите так же:

Река Умба на топографической карте (1:100000)

Определяющие препятствия маршрута

Вид преп.

 

Кат. Трудности,

Длина преп.

Характеристика препятствияСпособ прохождения
 река Умба
Порог Падун

 

800м

Ориентир: сужение русла после окончания плёса. Звук водопада. Скальный остров с березой у ЛБ Осмотр по ЛБ

1-ая ступень.

Основной слив 1-й ступени делится на две протоки островом.

Левая протока: наклонный слив (примерный угол наклона 45°)  2,5 м высоты (из-за бочки). Ширина около 7-ми метров. С правой стороны слив более пологий. С левой стороны поток воды встречается со скальным выступом, образуя отбойный вал. За сливом проносная бочка.

Правая протока: Граница слива неровная, зигзагообразной формы. В центре он имеет подковообразную форму (изгиб в сторону против течения) с двумя языками по бокам.

Ближе к ПБ  сильно изгибается в сторону по течению. В правой части протоки слив кажется выше, за ним более мощная бочка. Чистый проход левее центра по языку (3-5 м правее острова).

За первой ступенью следует быстроток и сужение русла. Приблизительно через 50 м небольшой скальный выступ слева. Перед ним и за ним улово у ЛБ.

Примерно через 100 м после 1й ступени начинается 2-я ступень.

2-ая ступень.

Пенные валы, небольшая локальная бочка у ПБ. Через 50 м слив у скалы на ПБ. Высокие пенные валы. Пульсирующий пенный вал с отбойником от скалы на ПБ. Слева течение тихое, валы мелкие, улова у ЛБ.

200 м быстротока, небольшие локальные валы и бочки, относительно спокойно.

3-я ступень:

Слева полуметровые сливы, расположенные по неровной рваной линии с небольшими локальными бочками за ними. Ровный проход без сливов у ПБ.

Далее примерно через 10 м следует гряда обливных камней, мелкий,  менее полуметра слив, бурунчики. Язык у ПБ оканчивается пенными валами. Сразу за этой частью 3й ступени большое улово у ЛБ. Поток огибает остров у ПБ.

Приблизительно через 20 м после предыдущего препятствия, на уровне с островом, зигзагообразный слив высотой приблизительно 0,7-1м. В центре перед сливом высокий пенный вал (1 м). На левом краю слива отбойный вал от ЛБ создает сбойку. По всей длине слива мощная бочка. Обход этого препятствия у ЛБ.

Далее пенные валы у ЛБ, прижим к ЛБ; соединение проток. В правой протоке просматривается шивера.

Следующее препятствие косая мощная бочка у ЛБ (под углом 100-110° от линии берега против часовой стрелки).

Немного левее центра и под ПБ чистый проход. От центра к ПБ небольшой слив с бочкой.

По центру, смещаясь к левому берегу

Страховка, осмотр обязательны

Порог Разбойник

 

2у к.т.

600 м

Ориентир: сужение на выходе из озера Третья Дедкова-Ламбина

1я ступень начинается с участка в 80 м относительно ровной воды с бурунчиками и небольшим количеством обливных камней. Потом начинается гряда камней, несколько локальных бурунчиков, мелкая бочка по центру русла.

Затем идет гряда камней по ПБ и в центре. Центральная бочка косая (скос в левую сторону по течению), правее серия невысоких пенных валов. Далее идет участок с бурунчиками. Основная струя уходит налево. «Пенный» участок у ЛБ, состоящий из небольших локальных бочек и бурунов расположенных в шахматном порядке. Поток зигзагом изгибается. Улово у ЛБ. 1я ступень порога заканчивается выступом ЛБ, за ним русло расширяется и идет участок относительно спокойной воды. Слева и по центру видна гряда камней. Основной поток идет у ЛБ и по центру. Впереди видны 2 острова разделяющие русло на 3 протоки (2я ступень).

2-ая ступень. Цепь пенных валов, 3 бочки. Левую протоку от центральной отделяют 2 острова, стоящих друг за другом. Правая протока соединятся с центральной немного раньше.

Через каменную гряду, по основной струе, далее в центральную протоку

Страховка, осмотр

Порог (шивера)

Семиверстный

2 к.т.

7000 м

Ориентир: выход из озера Дедкова Ламбина делится островом на две протоки.

Цепочка шивер и перекатов, с локальными бочками и валами

По основной струе
Порог Карельский

 

2 к.т.

1000 м

Ориентир: перед порогом здания с флагами (рыболовные базы) на ЛБ.

1я часть порога. В центре ближе к ЛБ есть небольшой слив (≈0,4м) с локальной бочкой за ним. У ЛБ также  небольшой слив с бочкой. Проход по центру. У ПБ обливные, полуобливные камни.  На ПБ невысокая скала, большие надводные камни. Небольшой слив у ПБ. В центре маленькие сливы, бурунчики. Далее гладкая вода с небольшими бурунчиками. Одинокий высокий камень по центру ближе к ЛБ. Участок спокойной воды.

2я часть порога более сложная, несколько сливов, бочек, есть косые бочки, обливные, полуобливные и надводные камни.

Страховка с воды: улово за большим валуном почти по центру русла, улова у ПБ.
Порог Канозерский

 

3 к.т.

1400 м

Ориентир: табличка с обозначением порога на ЛБ. В центре русла три больших надводных камня. КрПП. Шум порога. На заходе в порог у ЛБ скальный остров с маленькой одинокой сосной.

При заходе в порог по основной струе серия валов.

В центре слив с бочкой и с навалом на камень. Далее валы, пенные валы. В центре слив. Обливные, полуобливные камни. По центру русла стоит группа из 3х скальных островов.

Перед ней косой слив, за ним косая бочка. По ее правому краю серия косых пенных валов. Далее локальные бурунчики, валы, сливы и бочки. На одном уровне со скальным островом в правой части русла косой слив примерно 0,4 м с бочкой за ним. Далее шивера.

На входе в порог у ЛБ обливная плита с косым сливом, направленным к центру, перед ней слив. Обливные камни у ЛБ. За ними перед группой скальных островов косой слив (примерно 80° в направлении берега) с  косой бочкой следом. Затем еще один небольшой слив. Далее после островов идет слив с бочкой, после этого шивера.

Последняя ступень порога на выходе в устье: русло разбивается островами на протоки. Протоки перегораживаются сливами с бочками, много камней (желательно просмотреть). Далее галечная отмель, перекат.

По центру, по основной струе, проводка через мель, при необходимости

Страховка, осмотр обязательны

 река Низьма
Порог Кривой

 

2 к.т.

500 м

Сужение русла, шум порога

S-образный участок реки, невысокие валы, мелкосидящие камни, небольшие прижимы на поворотах

Прохождение по основной струе
Порог Падун на Низьме

III

3 к.т.

1100 м

ПБ – ряжевая стенка

Порог представляет собой упрощенную версию левой протоки первой ступени Падуна на Умбе.  Падун –  слив с перепадом около 1,5 м, неровный, чуть под углом. Слева струя бьет в скалу, образуя мощный отбойный вал. Далее мелкая каменистая шивера почти до слияния с Родвингой.

Прохождение по основной струе

Страховка. осмотр

 река Умба
Порог Паялка3 к.т.

600 м

Слияние проток под углом 70 градусов, мощные валы, бочки, далее мощная шивера.Прохождение по основной струе, ближе к ПБ

Страховка, осмотр

Порог Горка2 к.т.

300 м

Каменистая горка на прямом участке реки, мощная шивера с валами и бочкамиПрохождение по основной струе
 река Колвица
Порог Зигзаг2 к.т.

300 м

Небольшие валы, бочкиПрохождение по основной сруе
Порог Кривой

 

2 к.т.

300 м

Слабовыраженный ЛП, окончание плеса.

Валы, бочки. ПП. У ПБ выступающий камень.  Слабовыраженный прижим к ЛБ. В начале порога ЛПр Черный

 

Прохождение по основной струе
Порог Прижимистый

(Черный)

 

2 к.т.

300 м

Много камней обливных, полуобливных, валы. Много валов, локальные бочки, пенные валы (1-1,5м).Прохождение по основной струе
Порог Белый

III

3 к.т.

400 м

Слабовыраженный ПП (изгиб). На внешней стороне изгиба небольшая заводь. Или ЛПр. Слышен шум порога.

Водомерный трос через всю реку (достаточно высоко над водой ~3м), будка на ПБ.

1я ступень порога образована 2х-ступенчатым каскадом  водопадных сливов, который начинается с невысокой полочки – поток воды спадает с каменной плиты протянутой поперек русла. Плита имеет неровные края,  у  ЛБ в ней две крупные щели.

За сливом достаточная для небольшого маневра площадка. Следующая за ней нижняя ступень каскада — высокий слив,  в правой части он водопадного типа, слева и в центре более пологий. Под сливом мощная бочка, слева она слабее. При прохождении справа  можно сильно удариться о каменную плиту на дне.

2я ступень. На выходе из бочки справа цепь пенных валов. Вдоль ЛБ серия невысоких каскадных сливов по внешней стороне поворота. Поток выходит в КрПП, с прижимом к ЛБ. У ПБ за бочкой два больших камня, за ними гораздо спокойнее. По центру валы. Далее у ЛБ под выступающей скалой бочка. Порог заканчивается шиверой.

Прохождение по центру с уходом во 2-ой ст. вправо от прижима.

 

Страховка, осмотр

Варианты подъезда и отъезда

Основной вид транспорта – железная дорога. В Апатитах есть пассажирский аэропорт. Далее до начала сплава лучше всего заказывать транспорт заранее.

На выходе с маршрута из д. Умба и д. Колвица до г. Кандалакша ходят рейсовые автобусы, однако их расписание меняется и нужно уточнять заранее (рекомендуем сайт)

Заброска:

г. Санкт-Петербург – г. Апатиты поездом О22Ч, время в пути – 20ч 30 мин. Далее до начала сплава (пос. Октябрьский) автомобилем 40 км, водитель Анатолий, тел. 8(921)-286-82-57

Проверить наличие жд билетов на актуальные даты: Санкт-Петербург — Аппатиты

Переброска:

посёлок Умба – река Колвица автомобилем, водитель Алексей, тел.8(921)-664-48-44

Выброска:

посёлок Колвица – г. Кандалакша автомобилем, водитель Алексей, тел.8(921)-664-48-44, 75 км. Далее, поездом г. Кандалакша – г. Санкт-Петербург 015A, время в пути – 20ч 25 мин.

Проверить наличие жд билетов на актуальные даты: Кандалакша — Санкт-Петербург

Аварийные выходы с маршрута

  1. От Нижнего Капустного озера можно выйти на автодорогу п. Октябрьский – деревня Умба
  2. От моста на озере Дедкова-Ламбина 12-15 км по старой грунтовке до дороги, идущей от пос. Октябрьский на юг к заброшенным или полузаброшенным деревням. Качество этой дороги неизвестно.
  3. На порогах Карельский и Канозерский на левом берегу находятся рыболовные базы с моторными лодками.
  4. На островах оз. Канозеро памятник-музей «Петроглифы Канозера», который находится под охраной сотрудников музея. У сотрудников имеются моторные лодки.
  5. После выхода из Канозера существует 3 варианта продолжить движение:
  • по Кице, есть один сложный порог – Падун на Кице, но может быть достаточно мелко
  • по Родвинге, самый   простой, самый короткий, с проходом через Пончоозеро, нет серьезный препятствий (вся Родвинга-7,7км)
  • по Родвинге с уходом на Низьму, самый интересный и насыщенный препятствиями проход (вся Низьма-15км).

В первом и втором случае путь проходит через территорию ООПТ «Канозерский», поэтому рекомендуем 3 вариант как самый интересный и простой в плане логистики.

  1. После впадения в Умбу реки Низьмы примерно в 6 км хода часто дежурит рыбнадзор, снабженный моторками, и может организовать машины для выброски.
  2. Нежилая деревня Погост на левом берегу – на правом берегу располагается турбаза.
  3. На мосту трассы д. Умба – г. Кандалакша на юге озера Медвежье плесо можно закончить маршрут. Но интереснее продолжить маршрут далее, вплоть до д. Умба, в этом случае появится возможность пройти интересные пороги – Паялка 3 к.т. , Горка 2 к.т.
  4. На реке Колвица – вдоль всего сплавного участка проходит а/м трасса Умба-Кандалакша

Круглосуточный телефон МЧС по Мурманской области:

8-815-239-99-99; оперативный дежурный 8-815-256-74-34.

В Кировске, Апатитах и Кандалакше есть больницы и поликлиники, где могут оказать любую квалифицированную помощь. В посёлках Умба и Колвица имеются поликлиники, а в поселке Октябрьский – медпункт.

Связь на маршруте появляется местами: от начала сплава до оз.Нижнее Капустное и от оз.Межвежье плесо до д.Умба на реке Умба. На реке Колвица связь присутствует ближе к деревне.

Более качественный сигнал дает Мегафон. МТС, Теле-2, Йота – периодически.

График движения

ДеньДатаНитка маршрутаПротяженность (км)Ходовое время (ч)Характер пути

Препятствия на участке

Метеоусловия
05.07г. СПб-г.АпатитыЭлектропоезд

Автомобиль

г. Апатиты-пос.Октябрьский. Стапель
16.07река Умба-а/м мост – оз. Верхнее Капустное112,5Плес, заболоченные низкие берега

Пор.Падун – 3у к.т.

+20, солнечно
оз. Верхнее Капустное51Озеро мелкое
27.07оз. Верхнее Капустное – река Умба — оз. Нижнее Капустное10,52Пор. В.Капустный – 1 к.т.

Пор. Низкапорог – 1 к.т.

Пор. Разбойник – 2 к.т.

+20, солнечно
река Умба – оз. Третья Дедкова Ламбина1,50,2Озеро
оз. Третья Дедкова Ламбина – оз. Первая дедкова ламбина8,51,8Озеро

Мост низкий

река Умба  – Жемчужный плес82Пор.Семиверстный – 2 к.т.

Пор.Карежка 1 – 1 к.т.

Пор.Карежка 2 – 1 к.т.

Плес, высокий ЛБ

река Умба – пор. Карельский82Мелкие шиверы

Пор.Карельский – 2 к.т.

38.07Пор. Канозерский – Оз. Канозеро27,58Пор. Канозерский – 3 к.т.

Озеро

+20, солнечно,

временами грозы

49.07Дневка
510.07р. Низьма от истока до слияния проток18,55Пор.Кривой – 2 к.т.

Пор. Падун на Низьме – 3 к.т.

+19, солнечно —
река Умба –дер.Погост5,51Шиверы

Пор.Малый кривец 1 – 1 к.т.

Пор.Малый кривец 2 – 1 к.т.

Пор.Варакозерский – 1 к.т.

Междвежье плесо82Плес, низкие заболоченные берега
611.07река Умба до дер.Умба61,5Пор.Паялка – 3 к.т.

Пор.Горка – 2 к.т.

+18, солнечно
Переезд река КолвицаАвтомобиль
712.07река Колвица а/м мост – дер. Колвица92Быстрое течение, шиверы, пороги

Шивера под мостом – 1 к.т.

Пор.Зигзаг — 2 к.т.

Пор.Кривой – 2 к.т.

Пор.Черный – 3 к.т.

Пор.Белый – 3у к.т.

Пор.Черный – обнос

Вдп.Мельничный — обнос

+17, пасмурно, местами дождь
дер. Колвица, антистапель  – г. КандалакшаАвтомобиль

Электропоезд

г. Кандалакша – г. СПб
ВСЕГО127

Техническое прохождение маршрута

Накануне похода двое участников заболели, поэтому спешно были произведены изменения в составах экипажей. Периодически, в ключевых порогах, состав экипажа К4 менялся. Составы К2 оставались без изменений на протяжении всего похода.

Заброска. 5.07

г.СПб-г.Апатиты

г.Апатиты-пос.Октябрьский. Стапель

День 1. 6.07

река Умба — а/м мост – остров на выходе из оз. Верхнее Капустное, 16 км

ЧХВ: 3,5ч

Отчёт о водном походе по реке Умба, Колвица 2021
Река Умба — мост

Под а/м мостом шивера 1 к.т. – прошли по основной струе по центру. Далее вплоть до порога Падун следует 10 км плеса с отдельными быстротоками. Остров Браконьеров рекомендуем обходить слева, т.к. справа может быть мелко.

Через 8 км река заметно сужается, слышен шум порога. Ориентир – скальный остров с ближе к м ЛБ. Чалка и тропа осмотра и обноса – по левому берегу.

Порог Падун – 3 к.с

Порог около 600 м., состоит из трёх ступеней:

1) широкий слив падунного типа с котлами и бочками, разделённый на две части островком. В левой и более узкой протоке — водопадный слив высотой около одного метра с мощным пенным котлом за ним.

Через 10м левая протока сливается с правой. В правой протоке, широкой (2/3 реки), находится водоскат длиной 10-12м и перепадом около 2м.

Верх и низ водоската обозначаются двумя поперечными грядами, каждая из которых образует рваные мощные бочки, расположенные поперек всей протоки. Бочки, скорее всего, держащие по высокой воде и, следовательно, весьма опасны.

Ближе к островку языки, разрывающие первую и вторую гряду, находятся практически на одной продольной линии. Это наиболее удобный и безопасный проход;

Порог Падун, 1 ступень
Река Умба, порог Падун, 1 ступень

2) продолжительная шивера с высокими валами. Через 100м на плавном левом повороте есть сужение, где высота валов становится еще больше и достигает 1-1,5м. Затем 100м очень быстрой, но практически гладкой струи.

3) пологий слив на правом повороте с прижимом к ЛБ и мощными бочками, между которыми есть чистый проход.

Порог Падун, 3 ступень
Река Умба, порог Падун, 3 ступень

После слива – быстроток. Четвертая ступень — мелководная шивера.

Перед 3 ступенью на левом берегу — очень хорошая стоянка.

Было принято решение, что первыми пойдет К-4 «Север», но состав экипажа будет изменен. Так как Падун – самое сложное препятствие на р.Умба и самое первое, (принимая во внимание спешное изменение состава экипажа К4 накануне похода), возникли опасения об удачном прохождении порога, поэтому руководитель села на четверку.

Выставили фото и видео фиксацию. Четверка шла первой – заход по центру, ближе к ЛБ, оставляя островок слева, далее шли ближе к ЛБ, уходя от прижима. Зачалились перед 3 ступенью для страховки.

Следом пошел К2 «Стерх», на входе зацепили рамой остров, судно развернуло и они ушли в левый слив кормой. Однако быстро развернулись и далее шли по центру с уходом к ЛБ. К2 «Каскад» прошли порог успешно, по центру.

На стоянке перед 3 ступенью сделали быстрый перекус, пока обносили байдарку и вещи.

После этого прошли 3 ступень первоначальными экипажами без изменений, без происшествий по основной струе. Осмотр, проход порога и перекус заняли больше 4 часов.

После порога идет 3 км плесов до «капустных озер».

Длина Верхнего Капустного озера около 4 км, выход из него – в левую протоку. Вход в правую протоку находится в длинном заливе, оконечность которого скрывается из виду за поворотами русла. По данным из отчетов прошлых лет, там может быть довольно мелко, поэтому мы шли по левой протоке, где встали на стоянку на безымянном острове.

День 2. 7.07

оз.Верхнее Капустное – пор.Карельский, 36,5км.

ЧХВ: 8ч.

Капустные озёра
Капустные озёра

В левой протоке из Верхнего Капустного озера в Среднее находится порог Верхний Капустный, 2 к.т., длиной — 300-400м. Начинается узкой струей с несколькими высокими валами.

Далее протока расширяется, река становится мельче, а валы ниже. В основной струе кое-где торчат камни, в целом, чистый проход по основной струе. На выходе – мелко.

Шли установленным порядком (здесь и далее: К-4, К-2, К-2, Б-1) с попеременной страховкой, без осмотра, по основной струе.

Сильно вытянутое в длину и неширокое Среднее Капустное озеро имеет болотистые берега. Ощущается некоторое течение, по которому и надо плыть около 4 км точно в противоположный от входа конец.

Есть стоянки в самом начале озера на ЛБ и ПБ, далее их нет. За озером следует цепочка плёсов, ещё около 3 км. На 22,5 км разобранный мост.

Плёсы переходят в оз. Нижнее Капустное, шли вдоль ПБ около 2 км в протоку, которая переходит в разлив – Третья Дедкова Ламбина. В протоке шивера Низкапорог, 1 к.т., очень мелкая.

На входе в разлив – порог Разбойник 2 к.т., длина около 800 м. Правая и центральная часть порога осложнена мощными бочками, проход возможен вдоль ЛБ. Длина порога около 800 м. Осмотр с ПБ. До и после порога есть стоянки.

Первые 500м — мелководная шивера с локальными бочками, сливами и многочисленными камнями. Русло здесь широкое, уклон невелик. Под левым берегом есть чистый и вполне глубокий проход вдоль всего отрезка. Шли без осмотра установленным порядком под ЛБ.

Далее 4 км плесов, затем, на оз. Первая Дедкова Ламбина низкий мост, после него еще 2 км плеса до порога Семиверстный 2 к.т., 7000 м. Порог начинается двумя мелководными протоками, которые через 100-200 м сливаются.

На всей протяженности порог представляет собой мелководную шиверу, сложность заключается в лавировании между обливными камнями, которые не всегда видно с воды. Шли без осмотра установленным порядком с дистанцией 30-50м. Стоянок вдоль порога мало.

Затем начинается неширокий «Жемчужный плес». Его длина — километра 3-4. Плес очень живописен. Дно песчаное, на берегах сосны. На высоком левом берегу много очень хороших стоянок.

После Жемчужного плеса с небольшим разрывом идут две простые шиверы Карежка-1 и Карежка-2.

Через 1,5 км начинается порог Карельский 2 к.т., 1000м. Просмотр возможен с обоих берегов реки. Около порога есть неплохие стоянки. Порог представляет собой шиверу с локальными бочками, заметными валами, многочисленными надводными камнями. В начале порога основные проходы между камнями имеют достаточную глубину.

Но ближе к концу порога становится мелковато, и надо быть внимательным, чтобы со всего маху не сесть на одну из острых гранитных гряд, коих здесь хватает. С наплыва они видны плохо, струя быстрая. Шли установленным порядком с попеременной страховкой с воды, без осмотра.

После порога через пару километров встали на стоянку.

День 3. 8.07

Пор. Канозерский – оз. Канозеро, 27 км

ЧХВ: 8ч

Порог Канозерский 3 к.т.

Порог Канозерский
Порог Канозерский, река Умба

Осмотр возможен по ЛБ и по ПБ. Порог на заходе разделён скальным вытянутым островом, основная протока левая. На ЛБ над первой ступенью порога – хорошая стоянка.

Первая ступень – это ряд сливов и бочек в двух протоках, после островка река широко разливается, разбиваясь на многочисленные струи с валами, зубьями и скальными обломками. Проход возможен по ЛБ с уходом в центр или по центру.

В протоках между лесистыми островами – маловодные сливы, которые приходится проводить, но по большой воде слив правой протоки проходим для гружёных катамаранов вдоль острова с уходом от бочки справа (протока кажется центральной). После соединения проток река разливается ещё шире и впадает в Канозеро мелководными разбоями.

Порог Канозерский, Хатанга
Порог Канозерский, Хатанга

Осмотрели порог с ЛБ, прошли установленным порядком. К-4 прошел по центру, зачалившись с ПБ после основной бочки для страховки. Двойки прошли той же траекторией, зачалившись для страховки байдарки. Байдарка шла ЛБ. На выходе из порога пришлось осуществлять проводку – очень мелко.

После прохождения порога началась гроза с ливнем, выход в озеро в такую погоду стал невозможен, поэтому остановились на перекус переждать непогоду. Примерно через час погода наладилась, вышли к озеру.

Стоит обратить внимание, что перед порогом Канозерский висит табличка с информацией о посещении музея петроглифов Канозера, а также, с указанием разрешенных мест стоянок на территории ООПТ «Канозерский».

Предупреждаем, что эта информация – не соответствует действительности, на самом деле по всему левому берегу озера стоянки строго запрещены!

После обеда вышли в озеро, шли левым, менее изрезанным берегом до выхода из него – реки Низьма, где встали на стоянку.

День 4. 9.07

Дневка

День 5. 10.07

р. Низьма – оз. Медвежье плесо, 32 км.

ЧХВ: 8ч

В Низьме расход воды заметно меньше, чем в Умбе в начале сплава. После развилки плесы чередуются с несколькими перекатами, на которых также можно увидеть остатки ряжевых стенок. Длина отрезка 2-4 км. Затем река замедляется и 8-10 км очень тихо течет среди болот.

Затем берега повышаются, и начинается порог Кривец (Кривой) 2 к.т. Находится на S-образном участке. Просмотр с ПБ. Длина 200-300м. В начале порога у правого берега стоит ряжевая стенка, левый берег заметно выше.

В порожке есть невысокие валы, мелкосидящие камни, два достаточно крутых поворота с намеками на прижимы.

Прошли без осмотра установленным порядком.

Затем перекаты и шиверы следуют довольно часто.

Через 6 км начинается порог Падун-на-Низьме 3 к.т., длиной 1км.

Падун на Низьме
Падун на Низьме

Начало порога определяется по островку с остатками ряжевой стенки и бревнами на нем. В правую протоку идет совсем чуть-чуть воды. В левой с наплыва хорошо заметен крутой перепад на входном сливе. Чалка и просмотр с ЛБ.

Входной слив имеет перепад около 1м и представляет собой длинный острый язык. Сразу за ним идут высокие (выше 0,5м) и достаточно жесткие валы.

Первая ступень порога – слив в левой протоке с проносной бочкой. Вторая ступень – продолжительная шивера с валами и бочками, продолжающаяся практически до самого слияния Низьмы и Умбы. Прошли установленным порядком, предварительно осмотрев порог, с попеременной страховкой с воды.

Падун на Низьме, Хатанга
Падун на Низьме, Хатанга

На стрелке — домик лесников. На разливе за быстротоком короткий плёс, перегороженный сетью. Проход есть ближе к ПБ. За плёсом после очередного быстротока видна деревня Погост, после которой начинается вытянутое озеро Медвежье плёсо. На нём на ЛБ встречаются 2-3 хорошие стоянки. Встали на ночевку.

День 6. 11.07

р.Умба – дер.Умба, 6 км.

ЧХВ: 1,5ч

После выхода из Медвежьего плеса виден а/м мост трассы Умба-Кандалакша, здесь можно закончить маршрут. Наша группа пошла дальше, до деревни Умба ради порога Паялка 3 к.т., который начинается через 4 км после моста.

Порог Паялка
Порог Паялка

Длина порога 600-800м. Перед порогом река делится надвое довольно большим островом, поросшим лесом. Кроме того, на острове расположено какое-то деревянное строение (или строения). Через левую протоку переброшен деревянный мост, а над правой протокой натянут трос.

Далее по левому берегу на расстоянии 100-150 метров от реки видны строения поселка. Ближе к концу порога у левого же берега расположена ряжевая стенка, которая затем упирается в небольшой лесистый остров.

Порог начинается в обеих протоках (несколько выше моста и троса) разгонной шиверой. Самое сложное место порога находится на слиянии проток (в 20-30 метрах ниже троса и в 30-50 метрах ниже моста).

Здесь сильные струи сбиваются почти под прямым углом, а затем переливаются через каменную гряду, образую весьма мощный рваный слив (высотой примерно 1м) поперек почти всей реки.

Порог Паялка, Хатанга
Порог Паялка, Хатанга

Далее за сливом река плавно поворачивает влево. При этом почти по всей ширине реки стоят высокие стоячие валы, видны также 2-3 мощных локальных бочки. К концу порога высота валов уменьшается.

Просмотр порога лучше осуществлять с ПБ. Шли в порядке К4, К2 «Стерх» по основной струе, ближе к ПБ, затем экипаж К2 «Каскад» встал на страховку с морковкой для байдарки (их прохождение осталось не снятым), затем шли сами.

Почти сразу начинается порог Горка 2 к.т. на плавном правом повороте. Длина 500-600м. Во второй половине порога по левому берегу расположена низкая ряжевая стенка. За ряжевой стенкой глубоко влево вдается залив, на берегу которого стоят два каменных строения. Центральная струя порога образует несколько мощных бочек.

Прошли без осмотра по центру, смещаясь к ПБ.

Через 2 км вышли в деревне Умба для переброски на р.Колвица.

День 7. 12.07

р.Колвица – дер.Колвица, 9км. Антистапель

ЧХВ: 2ч

Стапель сразу за автомобильным мостом с ЛБ. Прошли походной колонной порог «Мостовой» 1к.т., который представляет собой небольшой широкий слив с недлинной выходной шиверой. Далее плесовый участок реки 150м, затем недлинная безымянная шивера, которую шли по центру. После нее плес 2 км.

Порог Зигзаг 2 к.т. шли установленным порядком с попеременной страховкой с воды. Начинается на довольно крутом правом повороте. Общая длина порога 200-300м.

Первая половина порога имеет длину 100-150м и представляет собой шиверу с небольшими локальными бочками и заметными валами. Эта шивера начинается на правом повороте, а затем уходит за слепой поворот налево.

На вогнутом берегу в месте левого поворота находятся остатки ряжевой стенки. Основная струя заметно тянет к этим остаткам, образуя небольшой прижим.

После конца ряжевой стенки валы заканчиваются, и остается 30-40м гладкой струи до остатков моста.

Вторая половина порога начинается сразу после моста и имеет длину примерно 100м. Она представляет собой серию валов и бочек, которые особенно мощны и высоки (до 1м) в правой части русла. Местами в струе лежат притопленные бревна – это остатки моста и ряжевой стенки.

Первый участок шли по центру, ближе к ПБ, сразу после крутого поворота шиверы налево, вторую часть порога прошли вдоль ЛБ, т.к. по ПБ было много торчащих зубьев и 2 расчески. Далее несколько плесов чередовались с несложными слаломными порожками, которые шли без осмотра походной колонной.

Далее участки гладкой воды чередуются простыми шиверами, хорошо просматривающимися с воды.

Через пару километров начинается порог Кривой 2 к.т.

Начинается на слабо выраженном левом повороте. Конец порога скрывается за плавным правым поворотом. В начале порога слева впадает небольшая речка (Черный ручей). В конце порога на левом берегу — невысокая скала. На правом берегу на небольшом пупыре находится очень хорошее место для стоянки.

В пороге есть заметные валы и бочки. В малую воду появляется немало обливных камней. Струя, благодаря приличному уклону, разгоняется довольно сильно. Прошли установленным порядком по основной струе.

За порогом  находится широкий плес, благодаря чему до следующего порога есть метров 200 гладкой воды.

Порог Черный (Прижимистый) 2 к.т. начинается сразу за плесом. Его длина — 300-400м.

В начале порога реку пересекает высоковольтная линия. Река Колвица течет здесь довольно широко. Уклон на этом отрезке небольшой. Поэтому в пороге много мелкосидящих камней, особенно в конце. Валы здесь невысокие, но есть пара вполне кусачих косых бочек недалеко от входа в порог.

Просмотр необязателен, линия движения произвольная, но в конце порога надо быть внимательным, чтобы найти достаточно глубокий проход и не сесть на камни. Прошли без осмотра, установленным порядком.

Через 100-200 после окончания порога с левой стороны в Колвицу впадает еще одна маленькая речка — Белый ручей.

За ней порог Белый 3 к.т., его начало находится на крутом левом повороте среди высоких берегов. Течение перед порогом слабое. Чалиться и просматривать порог можно как справа, так и слева. Полный обнос порога удобнее делать по правому берегу, частичный возможен с обеих сторон.

Порог Белый
Порог Белый, река Колвица

Общая длина порога 150-200м. В начале расположены сливы с гранитных плит. В правой части русла перепад выбирается крутым сливом высотой около полутора метров. Слева находятся две последовательные ступеньки, высотой 50-60см каждая.

Через ступеньки можно пройти по более-менее гладким языкам. Но можно и через довольно глубокие бочки (что, конечно, более сложно).

Сразу за входными сливами река поворачивает направо. На повороте в струе стоят довольно высокие валы, которые постепенно уменьшаются.

В вершине поворота есть средне выраженный прижим на вогнутый берег, что надо учитывать при заходе в порог совсем слева. Далее до конца порога тянется шивера с невысокими валами и локальными бочками.

За 150 м до порога зачалились с ЛБ, осмотрели порог, определили порядок прохождения, встали на фото/видеосъемку. Т.к. основной слив справа представлял собой мощную бочку с небольшим пенным котлом, все экипажи решили выбрать траекторию прохождения по центру, ближе к ЛБ.

Первым шел экипаж К-4, шли по центральному языку, ближе к ЛБ, попали в прижим, однако смогли выйти на середину струи и закончить прохождение порога, зачалившись после порога с ПБ.

Далее шел экипаж К-2 «Стерх», прошли по центральному языку, сразу после слива их прижало к ЛБ, но экипаж успел уйти в середину струи и вторую часть порога шел по середине, зачалившись по ЛБ.

Далее, прошел К-2 «Каскад» по среднему языку, успешно уйдя от прижима к ЛБ, зачалились так же по ПБ. Последней шла байдарка, успешно прошла по той же траектории, что и предыдущий экипаж.

За порогом следует метров 100-200 гладкой воды. Далее шивера длиной 400-500 метров. В начале довольно заметные валы. Затем немало мелкосидящих камней. Просматривать необязательно.

Затем следует двух-трехкилометровый участок, который нельзя назвать гладкой водой, так как перекаты и шиверистые отрезки следуют один за другим. Вместе с тем они довольно однообразны, сложность их не превышает первой категории.

Однако, чтобы не прозевать вход порог «Черный», следует обратить внимание на шиверу, в начале которой у левого берега лежит большой (2-2,5м высотой) валун.

Сразу за шиверой река образует небольшой плес. В пределах плеса в левой части русла находится небольшой травянистый островок с несколькими деревцами на нем. Через 50-60м после островка на плавном правом повороте Колвица резко сужается.

В сужении видны высокие валы. Это и есть начало порога Черный 4 к.т. Осмотр с ЛБ. Общая длина порога 120-150м.

Порог Чёрный
Порог Чёрный, река Колвица

Порог начинается цепью достаточно мощных локальных бочек, между которыми есть гладкие языки. Далее по всей ширине реки стоят довольно крутые и высокие валы, перемежающиеся с локальными бочками.

Затем река еще более сужается, а течение разгоняется еще сильней. Здесь струи, отраженные от берегов, образуют высокий стоячий вал в центре. Сразу за валом стоят одна за другой две мощные бочки поперек всей струи. Сразу после второй бочки на правом берегу — остатки ряжевой стенки.

Напротив ряжевой стенки стоит 3 или 4 постепенно уменьшающихся вала, а затем река разбивается на три шиверистые протоки. В этом месте порог, в сущности, и кончается, а следующий участок следует рассматривать уже как заход в водопад.

Порог Черный, место для страховки с ПБ, через 100 м начало водопада
Порог Черный, место для страховки с ПБ, через 100 м начало водопада

Заключительные бочки порога смотрятся угрожающе, особенно в высокую воду. Однако эти бочки, в общем, проносные, и пробить их не так сложно. Линия движения в пороге достаточно произвольная.

Но наиболее логичный способ прохождения заключается в следующем: сперва надо постараться обойти наиболее мощные бочки и валы в начальной части порога, а затем, разогнавшись, по центру прострелить финишные бочки.

Пожалуй, наибольшей трудностью является не столько сам порог, сколько страховка за ним, так как менее чем в 100 метрах за порогом река Колвица образует водопад.

Поэтому решение о прохождении порога стоит принимать только в том случае, если есть уверенность в себе и в страховке.

На правом берегу перед входом в порог находится хорошая стоянка. В двухстах метрах от нее, за леском — крайние дома деревни Колвица. До автобусной остановки отсюда метров 600-700.

Сразу после порога река разбивается на три протоки. Если вода не паводковая, то левая и центральная протоки — мелкие. Правая протока заметно глубже, течение в ней также более быстрое.

Оптимальной является одновременная страховка с правого коренного берега за порогом и с верхней оконечности правого острова. Для этого желательно иметь, как минимум, 2-3 морковки.

Страховка с воды нецелесообразна — страхующее судно струя запросто может утянуть в водопад. При низком уровне воды осуществлять страховку заметно проще.

С учетом особенностей страховки порога и общего уровня подготовки группы, было принято решение отказаться от прохождения порога Черный, обнести его и водопад и вставать на антистапель для разбора судов и последующей выброски из деревни Колвица.

Конец маршрута.

Дополнительные сведения о маршруте

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

При пересечении озера Канозеро рекомендуем держаться ближе к левому, менее изрезанному, берегу и заранее продумывать места аварийных стоянок, т.к. по всему левому берегу проходит территория ООПТ.

На входе в озеро висит табличка с указанием разрешенных мест для стоянок, стоит заметить, однако, что эта информация не соответствует действительности, на всей территории ООПТ (левый берег озера) стоянки строго запрещены.

Рекомендуем особенно внимательно отнестись к прохождению порога Черный на реке Колвица (ориентир – большой камень с ЛБ). Порог довольно сложен с точки зрения организации страховки и требует наличия качественных навыков водного туризма, т.к. сразу после него начинается водопад.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте

Канозерские петроглифы — группа наскальных изображений, обнаруженных Юрием Ивановым  5 июля  1997 года на островах озера Канозеро в юго-западной части Кольского полуострова Мурманской области России.

Рисунки относятся к III—II тысячелетиям до н. э.

На 2014 год исследователями Ревдинского краеведческого музея и Кольской археологической экспедиции ИИМК РАН открыто более тысячи рисунков, расположенных на трёх островах Большой Подмунский (Горелый), Малый Подмунский (Еловый) и Скалистый (Каменный) и прибрежной скале Одинокая. В настоящее время смысл рисунков не расшифрован.

До создания на островах природно-исторического памятника «Петроглифы Канозера» через них проходило множество туристических маршрутов, памятник находился на грани разрушения. Туристы, не подозревавшие о большой исторической ценности этих скал, оставляли на них свои надписи.

В 2000-е годы открыт музей наскального искусства «Петроглифы Канозера». В декабре 2014 года над наскальными рисунками сооружен прозрачный защитный купол.

Географическая и климатическая характеристика района

Река Умба: характеристика

Река Умба протекает на северо-западе Европейской части России, на Кольском полуострове, в Мурманской области. Название реки саамского происхождения, «умба» – «закрытая».

Берёт начало из Умбозера, впадает в Кандалакшский залив Белого моря. Длина реки 123 км, находится на высоте почти 150 м над уровнем моря. Уклон Умбы – 0,83 м/км, течение быстрое. Река Умба протекает через 11 русловых озёр, длина озёрных участков составляет 61 км.

Питание реки преимущественно снеговое и дождевое. Максимальные уровни воды в реке бывают в мае–июне, максимальный расход воды в период половодья 252 м3/с.

До 1993 года по реке Умба проводился сплав леса, русло реки сильно загрязнено отходами лесосплава. С 2009 года начались проводиться мероприятия по очистке русла реки. Река Умба используется для сплавов и рыболовства.

В реке водятся хариус, кумжа, сиг, язь, щука, окунь и другие виды рыб. Умба – одна из нерестовых рек Кольского полуострова. Лов рыбы лицензируется, в период нереста (осень) действует запрет на лов рыбы.

После Канозера на небольшом участке делится на три протоки: Кица (левая, 7,7 км), Родвинга (основная, 7,7 км), Низьма (правая, 15 км) и образуя острова Порфирьев и Кривецкий.

На озере Канозеро по левой стороне и на реке Низьма, вплоть до слияния ее с Родвиньгой, находится ООПТ «Канрозерский», стоянка и нахождение на территории которого запрещено. Рекомендуем это учитывать при выборе протоки на выходе из Канозера, а так же мест стоянок и ночевок.

Река Колвица: характеристика

Река Колвица — река в Кандалакшском районе Мурманской области. Длина 9 км, общее падение 58м. Исток реки расположен на выходе из Колвицкого озера, впадает в Колвицкую губу Кандалакшского залива Белого моря.

Река Колвица на всем протяжении порожиста. В нижнем течении находятся Колвицкие водопады. Питание в основном снеговое, регулируется плотиной у истока, подпирающей Колвицкое озеро. Крупнейшие притоки — ручьи Чёрный и Белый. Река является рыбоохранной зоной.

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

Стоимость средств передвижений:

Заброска:

Ж/д билеты г. Санкт-Петербург–г. Апатиты – 3500 р./чел.

Автомобиль г. Апатиты – пос. Октябрьский – 8000 р.

Переброска и выброска:

Автомобиль пос.Умба-река Колвица – 4000 руб.

Автомобиль пос.Колвица – г.Кандалакша – 10000 руб.

Поезд г.Кандалакша-г.Санкт-Петербург – 3500 руб./чел.

Походная аптечка – 4500 руб.

Спортивная страховка – 3500 руб.

Ремонтный набор — 4000 руб.

Раскладка была составлена из расчета двух горячих приготовлений пищи (завтрак, ужин), перекус (обед), карманное питание в виде сухого пайка (орехи, сухофрукты, энергетические батончики и т.д.). Приготовление пищи осуществлялось на дровах, проблем с их наличием на стоянках не возникало.

Питание на маршруте (9 человек. 7 дней) – 30000 руб.

Итого: 64000 руб.+ 7000 р./чел (ж/д билеты).

Перечень специального снаряжения

Перечень специального снаряжения

ГрупповоеЛичное
НаименованиеКоличествоНаименованиеКоличество
Катамаран «Стерх-2»1Каска1
Катамаран «Север-4»1Весло1
Катамаран «Каскад-2»1Спас жилет1
Байдарка «Хатанга-1»1
Спас конец («Морковка»)4
Весло запасное3

Особенности общественного и личного снаряжения

Для фото и видеосъёмки использовались мобильные телефоны и экшн камера Go Pro Hero 8.

Для навигации по маршруту использовалась топографическая карта (масштаб 1:100000), а так же навигатор Garmin с отмеченными точками основных препятствий и возможными местами стоянок

Координаты препятствий

Река Умба

Пор.Падун – 3у к.т.                        N 67.45426° E 34.10465°

Пор. В.Капустный – 1 к.т.              N 67.40801° E 34.07426°

Пор. Низкапорог – 1 к.т.                N 67.33060° E 34.11357°

Пор. Разбойник – 2 к.т.                   N 67.31200° E 34.10516°

Пор.Семиверстный – 2 к.т.            N 67.26116° E 34.07684°

Пор.Карежка 1 – 1 к.т.                   N 67.16995° E 34.07341°

Пор.Карежка 2 – 1 к.т.                   N 67.16316° E 34.07718°

Пор.Карельский – 2 к.т.                 N 67.15343° E 34.08199°

Пор.Канозерский – 3 к.т.               N 67.11527° E 34.09744°

Пор.Кривой – 2 к.т.                        N 66.85190° E 34.19666°

Пор. Падун на Низьме – 3 к.т.       N 66.81935° E 34.26395°

Пор.Малый кривец 1 – 1 к.т.          N 66.80259° E 34.31098°

Пор.Малый кривец 2 – 1 к.т.          N 66.78500° E 34.33639°

Пор.Варакозерский – 1 к.т.            N 66.77702° E 34.34497°

Пор.Паялка – 3 к.т.                         N 66.69932° E 34.31030°

Пор.Горка – 2 к.т.                           N 66.69267° E 34.31442°

Река Колвица

Шивера под мостом – 1 к.т.           N 67.08071° E 33.17669°

Пор.Зигзаг – 2 к.т.                          N 67.07813° E 33.14266°

Пор.Кривой – 2 к.т.                        N 67.07699° E 33.12927°

Пор.Черный – 2 к.т.                        N 67.07813° E 33.10612°

Пор.Белый – 3у к.т.                        N 67.07887° E 33.06679°

Пор.Черный – 4 к.т.                        N 67.08468° E 33.01907°

Вдп.Мельничный – 5 к.т.               N 67.08328° E 33.01048°

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

В итоге, выбранная стратегия прохождения похода и компоновка группы оказалась удачной, маршрут был пройден в полном составе без происшествий.

 

  1. Изучение отчетов и данные с гидропоста (река Умба) позволяет сделать вывод, что в период начала июля 2021г. воды в реках было очень много и категорийность порогов повысилась. В целом, считаем, что сложность порогов в наш уровень воды соответствует 3 категории сложности, пороги, чья категорийность оказалась выше – были обнесены в целях безопасности (порог Черный — река Колвица).
  2. Пройденный маршрут интересен и разнообразен – река Умба – отличный вариант для отработки навыков водного туризма. Река Колвица более сложна технически, группа получила возможность совершенствовать свои навыки «от простого к сложному».
  3. При выходе в озеро Канозеро необходимо учитывать, что оно расположено на территории ООПТ, нужно более тщательно продумывать места стоянок, в т.ч. и аварийных. В нашем случае, на озере началась гроза с сильным ветром, которую удалось переждать на разрешенных стоянках (в начале озера).
  4. Река Умба и река Колвица: маршрут может быть рекомендован спортсменам-водникам, желающим отработать навыки водного туризма и пройден как за короткий срок в спортивном режиме, так и в качестве летнего путешествия.
Смотрите так же:

Отчёты о спортивных походах

3 763 просмотров